К побоищам в супермаркетах. Готовность снять штаны и её последствия
|
Виктор Мараховский |
Шеф-редактор веб-проекта "Однако". Журналист. Родился в Риге в 1978 году. Работал в газетах «СМ-сегодня» («Советская молодёжь»), «Час», "Телеграф".
«Почему поляки не любят Россию? Потому что они сами хотели стать Россией».
Адрес для писем: baltia@yandex.ru
|
Уважаемые читатели! Вопреки заявлениям о мировой рецессии, начало рождественских распродаж на крупнейшем рынке мира прошло позитивно и по-боевому. За один день, 25 ноября, до сотни человек в разных городах получили травмы в битвах за дешёвые товары. В одном случае мужчину даже подстрелили на выходе из супермаркета, чтобы отобрать дефицит. В целом тенденция бодрая – покупатели на 10% активнее, чем годом ранее.
Если вам тоже кажется, что в этом позитиве что-то не так – давайте об этом поговорим.
В первую очередь обратим внимание на то, из-за чего увечили друг дружку граждане самой передовой страны мира. Это: банные полотенца по $1,80 (штат Орегон). Новейшая игровая приставка Xbox номер какой-то (г. Лос-Анджелес, слабая женщина при виде толпы испугалась, что на неё не хватит, и перед самым заносом товара прибегла к превентивной самообороне. То есть оперативно расчистила вокруг себя место с помощью газового баллончика, обезвредив до 20 конкурентов). Пачка новых видеоигр (г. Феникс, 54-летний мужчина пытался прорваться вперед всех с боем и в итоге был избит и арестован полицией). Утюги какие-то и так далее.
Это явно была не борьба за выживание -- выжить отлично можно и без икс-бокса. Это явно была и не борьба за первенство – вряд ли те, кто борются за статус альфа-особей, станут рвать друг друга на британский флаг из-за новых видеоигр.
На самом деле, видимо, перед нами яростная борьба за стандартность. В период, когда обычность сама по себе становится роскошью и дорожают банные полотенца -- некоторое обострение эмоций неизбежно (о кризисе т.н. «стандарта жизни для среднего класса» мы написали уже немало, поэтому развивать тему не будем).
Но куда интереснее другое, уважаемые читатели. Ведь все описанные выше безобразия – явления решительно того же порядка, что и нашумевшая в 2003-м акция по открытию центра связи на Тверской в г.Москве.
Тогда в магазин, напомню, запустили толпу молодого офисного планктона обоего пола. Толпа разделась догола и весело прыгала под камерами, чтобы получить на халяву новейший на тот момент телефон «Нокиа». В той акции никто не пострадал, но суть события была та же: чтобы получить нечто передовое, люди ярко самоунизились и потеряли всякое человеческое достоинство.
Так вот, поведение той московской толпы не спишешь на остервенение и панику. Ведь в 2003-м ещё не было никаких кризисов среднего класса. Наоборот – были сплошные надежды, кредиты и вставание с колен. И тот самый планктон, который сегодня оппозиционно фейсбучит – был расслабленно-аполитичен и открывал для себя курорты Хорватии. Однако он уже был готов на многое ради тогдашних айфонов.
Это может значить только одно. Человеческое достоинство просто не входит в список ценностей, которые в рамках общемирового прогресса последних десятилетий полагалось развивать.
Давайте вспомним ключевые слова доживаемой нами эпохи. Безопасность, Благосостояние, Свобода, Прозрачность, Креативность. "Достоинства" в этом ряду точно не было. Скорее наоборот – мы постоянно слышали пазитифф об умении себя преподнести, презентовать и эксклюзивно продать в розницу. На фоне материально ощутимых плодов прогресса неготовность снять штаны за айфон казалась чем-то вроде хиджаба – ибо только мешала идти к успеху.
...Как показали последующие события, все полезные эффекты от готовности снять штаны и вцепиться ближнему в глотку временны. Сегодня всё очевиднее становится, что даже полная потеря человеческого облика не гарантирует успеха в долгосрочной перспективе. И скорее даже наоборот – несовместима с ним: ведь именно слишком широко распространившаяся готовность снять штаны и вцепиться в глотку привела к тому горькому катаклизму, из которого пытается выгрести современный мир.
И это, уважаемые читатели, заставляет нас заново вспомнить о простой вещи. Конечной целью всякого прогресса должен быть человек. Главной целью борьбы за качество – борьба за выдающиеся человеческие качества. Потому что если их нет -- какая разница, по какой системе обслуживают данную тушку, по "капитализму" или по "европейскому социализму"?
Об этом важно будет помнить, отстраивая мир после происходящего.
В противном случае опять выйдет такое же позорище, как сейчас. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 7
Рейтинг поста:
с коллегами по цеху иногда любим проанализировать поведение толпы в разных ситуациях. так вот, то что происходит в америке на распродажах это стандартный прием приучения толпы к беспорядкам. вспомните как лихо мы в 90-е ломились в магазины хоть за чем нибудь а потом так же лихо угробили свою страну. сейчас они ламятся за полотенцем по доллару а завтра за куском хлеба. главное выработать стериотип поведения.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 77
Рейтинг поста:
Вот это, наверное, и есть "идея фикс" следующих поколений - возможность самореализации. Мегапотребление уже изжило себя, как мне кажется, и сейчас агонизирует.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Я как-то ,несколько лет назад, переводила рекламный ролик Икеи, в котором настойчиво убеждали "не очеловечивать" старые вещи ("лампа это только лампа") и легко с ними расставаться, заменяя на новые, разумеется купленные в Икея.
На самом деле человеку нужно не так уж много для нормальной, комфортной жизни. Я, лично, люблю старые вещи, если они продолжают выполнять свою функцию: дома весит люстра 1946г. выпуска (моя гордость); дача обставлена мебелью 60-х годов (я ее так и называю "музей советского быта 50-60-х годов 20 века"), холодильники, стиральные и швейные машины и телевизоры работают десятилетиями. И совершенно не чувствуем себя ущемленными или отсталыми. Возможно потому, что в семье всегда был достаток и возможность купить новые вещи. Просто старые тоже еще хороши, зачем их менять? А мебель, посуда, украшения и вовсе со временем становятся только ценнее. В советские годы (те, что я помню, 70-80-е) была проблема купить нужную вещь, приходилось "доставать". И это было унизительно. Не должно для человека быть счастьем достать новую обувь. Или телевизор, не важно. Все это должно быть доступно. Не обязательно очень дешево - многие вещи длительного пользования не должны меняться ежегодно - но доступны. Не должно быть агрессивного внушения, что если у тебя телефон не последней модели, то ты человек второго сорта, "лох". Но современная система не может позволить себе не заставлять нас покупать все больше и больше - она тогда просто скончается. С другой стороны не надо забывать, что выбрасываемые вещи превращаются в мусор. Мы же хотим и чистым воздухом дышать и новые вещи иметь. Противоречие-с.
Ключевое слово - достоинство. По моим наблюдениям, люди самодостаточные, наделенные чувством собственного достоинства и самоуважением, увлеченные чем либо (своим делом, профессией, пением в хоре или вырезанием по дереву - не важно) гораздо спокойнее относятся к приобретательству.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 77
Рейтинг поста:
Приветствую, Виолетта ру! Чердак совершенно не разобран еще, единственное, что мне оттуда вывалилось почти на голову-это рубЕль, допотопный утюг наших пращуров. Я немножко не о том. Я о том, что вот шторы-красивейшая вещь,но сильно потрепанная временем, вполне себе справляется со своим функциональным назначением-скрывать бардак кладовки.А рубЕль-при всей своей раритетности и исторической ценности-совершенно бесполезен с практической точки зрения. Вот нужно уже, как мне кажется, прививать детям культуру не потребления, а уважения к труду. То есть использования определенной вещи ровно до того момента, пока она не перестанет справляться со своим назначением. То есть исключить понятие "статусности вещи", а делать упор на понятии " степени необходимости" вещи. Это ни в коем случае не призыв к аскетизму и самоограничению в чем-то. Вокруг нас сейчас масса девайсов с таким набором функций, что половиной из них мы даже не знаем как пользоваться. Но доблестно переплачиваем за это деньги, потому что извлечение из потребителя денег-основная задача существующей экономики. Потребителя нужно делать другим, тогда понятие "брэнд" вообще уйдет из нашей жизни. Если строгая редакция посчитает мой коммент флудом-потрите, не обижусь.)))
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
maxximkina,
Вам раритетные вещи попались! Поищите, еще и на чердаке можете много интересного обнаружить! У меня мама купила тоже домик в деревне. Мы с ней там кладезь всего старинного и интересного находили. Маме не нужно, а я себе отвезла и храню: старинную икону, старые церковные книги, прялку, предметы мебели и пр. по -мелочи. Не знаю, зачем мне это нужно, но пусть лежит, может, в какой-нибудь музей потом сдам.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 77
Рейтинг поста:
Вставлю свои пять копеек в разговор о "шопинге с потерей человеческого обличья". Существует, как мне кажется, "степень необходимости" приобретения той или иной вещи. И вот эту грань надо четко понимать, но так как наши родители этой степенью совершенно не заморачивались, ничего лишнего не имея возможности купить, то наше поколение здесь выступает в роли " согрешившего" , то есть нам уже своих детей следует целенаправленно настраивать на поиск этой степени для каждого индивидуально. Ведь люди не на следующую ступеньку благосостояния продвинулись,пострадав в давке. Одно ненужное полотенце поменяли на другое.Всего делов.
И добавлю: совсем недавно мы купили себе старый "новый" дом. Оказался не дом, а сундук со сказками.Висели в этом доме в коридоре в качестве штор какие-то грязные старые тряпки. Когда дошли руки до разбора "коридорных" завалов, выяснилось, что это не старые грязные тряпки, а совершенно шикарные шторы, сшитые вручную именно для этого места. И эти огромные полотнища вышиты тоже вручную красивейшим орнаментом. Можете обозвать меня Плюшкиным и старьевщицей, но я их выстирала, аккуратненько подлатала и повесила на прежнее место. Потому что не поднимается рука выбросить такой образчик кропотливого чужого труда, и сгородить на это место что-то синтетическое и наспех сделанное. Даже когда поставим перегородку там, я все равно их буду хранить, отдавая дань труду, вложенному в этот кусок материи.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 24
Рейтинг поста:
А теперь представьте , что голод и в магазин привезли продукты,например.... :-о
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 407
комментариев 726
Рейтинг поста:
Берегите его. Именно такие люди нужны России. И будьте счастливы!!!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 818
Рейтинг поста:
Сразу хочу сказать, я не защищаю американцев. Но требовать от других, воспринять Ваше мировоззрение (пусть и правильное), так легко превратиться в пиндосов - с их дерьмократией. У нас тоже есть быдло, но не стоит по ним судить о всех россиянах.
--------------------
(Людвиг Андреас фон Фейербах)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Я давно поняла, что шопинг - это стыдно. Еще в 2000-х преболела этим, когда достаток в семье стал резко расти. Ну год, ну два можно безумно делать покупки. Потом от этого устаешь. От того, что понимаешь бессмысленность этого занятия. Даже я - "блондинко" это поняла и мне это надоело. До такой степени, что неохота заходить в магазин. Когда вижу полки с рядами товаров и мне сложно выбрать то, что мне нужно - начинаю злиться и психовать. Особенно, когда навязчивые менеджеры раздражают. Нашла удобный способ. Отправляю в магазин мужа. Пишу список. И он покупает по списку ровно то, что написано и ничего лишнего. Он у меня вообще уникальный человек. Не поддается вообще никакому воздействию информационному, это чел сам в себе. Ему хоть кол на голове теши, хоть в глаза рекламу засунь - ему все ФИ-О-ЛЕ-ТО-ВО! Такому, как мой муж все агенты влияния нипочем. Если ему весь мир будет внушать, что черное - это белое, он спокойно будет стоять на своем и утверждать, что белое - это белое и никакое иначе. Мало того, он еще человек очень аккуртаный и педантичный. Малость тормознутый, но это терпимо. И если я его отправляю в магазин за колбасой "Любительская", то он найдет то, что ему сказано, но еще проверит состав продукта, год выпуска, производителя и пр. В-общем, выполнит задание на 5+. Так что потребительством мы не страдаем. Покупаем для жизни необходжимое, а живем совершенно другими радостями. В жизни ведь столько интересного!
И вот когда читаешь такое про американцев. Что сказать? Общество потребителей. На большее они не способные. Никогда бы не унизилась до такого, чтобы бежать, распихивая локтями всех. Что ж там такого? Они голодные? Умирают с голоду сами или их близкие? Нет. Ради распродажи так позориться. Фу, одним словом - американское быдло....
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Для разных людей и обществ эти качества разные, у нас есть свои, традиционные качества, за них и надо боротся.