Безотносительно того, чем закончится кризис Греции – выйдет она из зоны евро или каким-то образом останется – кое-что уже произошло и произошло непоправимо. Лидеры и руководители мира потеряли то, без чего править уже невозможно – они потеряли уважение. Они оказались «вождями до осени» - они готовы править, пока все идет хорошо, и за власть готовы биться до последнего, но вот когда наступает зима... Зимой холодно.
Премьер Греции Папандреу сделал решительный шаг, достойный античного героя, если не Ахилла, то Аякса – он героически ушел от ответственности. Предложил референдум – по сути, на тему «платить или не платить государственные долги Греции». Его избрали граждане, чтобы он принимал решения о судьбе страны, чтобы защищал ее интересы, но когда такое решение назрело, он переложил это бремя на граждан. Свою зарплату он, надо полагать, при этом гражданам возвращать не собирался.
Да, решение надо принять простое: либо платить государственные долги, либо не платить. И так плохо, и так нехорошо, но вообще-то принять его совсем просто: выплатить эти долги просто нельзя. Греческая экономика не умеет зарабатывать даже просто на жизнь, иначе она не залезала бы в долговую петлю; а одновременно и жить, и возвращать кредиты она не способна точно. Что-то одно. Поэтому решение греческого народа на референдуме, если он будет, конечно, не должно вызывать особого удивления.
Но оно, решение греческого народа, тем не менее, вызвало удивление даже еще до проведения плебисцита. Кто же это такие удивленные и проницательные одновременно? А это главы государств Евросоюза. Это они прозорливо воспредвидели, каким будет решение греческого народа, и попросили Папандреу взять свое героическое решение взад. И тот взял. Он же хозяин своего слова – захотел – дал, захотел – взял обратно. Под давлением.
Главы Евросоюза безмятежно смотрели, как европейские (в первую голову – французские и германские) банки раздавали ничем не обеспеченные, заранее безнадежные кредиты бедным странам еврозоны – но когда неизбежное случилось, как будто граната взорвалась в курятнике: «Ах, что случилось, что случилось!». А то и случилось, о чем не предупреждал разве что ленивый еще много лет назад. Нельзя набирать потребительских кредитов, если зарабатывать не умеешь. А кредиты, набранные Грецией (и Ирландией, и Исландией, и Португалией, и Испанией, и Италией – да-да, и Италией) – потребительские. Они ушли на потребление гражданами товаров и услуг, а не на развитие экономики. Экономики не развиты, деньги проедены. Отдавать нечем.
В зубах навязла байка наших реформаторов эпохи зари реформ «не надо давать людям рыбу, надо давать удочку». Почему современные лидеры Запада в своих делах оказались глупее российских реформаторов, которые, в общем, наверно, самые глупые и дремучие из всех реформаторов мира (кто обиделся – посмотрите на результаты развития нашей экономики кроме сырьевого сектора)? Почему они не развивали отсталые экономики в рамках ЕС? Почему они давали рыбу, а не удочки, и не просто давали, а взаймы? И теперь они ждут эту давно съеденную рыбу обратно, да еще с процентами в виде банки икры. От людей, которые сидят на сухой лужайке без удочек и сетей. Они не получат ни икры, ни рыбы, я сразу это говорю.
Евромудрецы, посовещавшись, вынесли соломоново решение (хотя они далеко не соломоны): «А давайте вы теперь будете немножко меньше кушать, но зато вернете не всю рыбу, а половину? А другую половину как-нибудь потом, при случае?».
Послушайте, евросоломоны (пардон за нечаянный каламбур) – а откуда, по-вашему, эти полрыбы вылезут-то? Каков механизм этого вылезания? Каким, возвращаясь от эвфемизмов к грубому реализму, способом греки станут завтра зарабатывать вдвое больше того, что зарабатывают сегодня? Идеи есть?
А идей нет. Потому что руководители стран еврозоны, эти самые евросоломоны – вовсе не творцы, вовсе не созидатели – политики они и эффективные менеджеры, прости Господи. Отжать мобилу причинить демократию не очень сильной стране они еще могут, но не более того. Как работает реальная экономика, как получается прибавочный продукт – они, похоже, не просто не знают, а даже не подозревают, что это вообще такое. Пребывание в ЕС не помогло Греции создать современную, конкурентоспособную экономику, оно привело ее в долговую яму. Как и большинство стран ЕС.
Хотя нет, вру, идея есть. Не чья-то конкретно, не блистательного одиночки, а всеевропейского хурала: «Как помочь стране, чьи проблемы вызваны чрезмерным долговым бременем? А надо надавать ей еще кредитов!»
Мудрость просто сверкающая. И еще удивляются, что греки не прыгают от восторга.
Есть, правда, у старшего поколения всех народов, у простых граждан, такая стыдливая мыслишка «ну вот как же они так... ведь долги надо отдавать... нельзя же так...». А вот льзя. Это не тот долг, что трешка до аванса. Эти кредиты давали, рассчитывая на ростовщические проценты, на грязную прибыль – ну, просчитались, пишите теперь в графу «Убытки». Кредиты выдавались, когда уже все, буквально, до последнего таксиста, бедные и богатые, из северных стран и из южных – все понимали, что нельзя уже громоздить эту долговую Вавилонскую башню. А банкиры не понимали. И не понимают сейчас. Может, они просто глупые?
Тут дело темное. Да, это у нас в стране в один день могут придти два сообщения – о рекордных убытках Банка Москвы и о рекордных бонусах его же, Банка Москвы, топ-менеджеров. Но это не из-за нашей сиволапости – это общемировой тренд, во всем мире так, мы еще, может, и отстаем. В общем, шут их знает, о чем они думают, эти банкиры, понятно одно – доверия им нет никакого. Ни европейским политикам, ни европейским финансистам. Вот вам и «Европа от Владивостока до Лиссабона».
Вот такая история разворачивается сейчас на наших глазах, и не надо обольщаться – то, что произошло с Грецией, уже скоро произойдет и с Италией, и с Испанией. И с многими другими странами ЕС тоже. Переживет ли ЕС 2012 год?