Если вы внимательно проанализируете динамику развития европейских стран в прошлом десятилетии, вы обнаружите, что рост национальных экономик был не слишком бодрым. Государственные долги накапливались гораздо быстрее, чем увеличивался ВВП, особенно после начала кризиса 2007–2008 гг. Правительства радостно тратили крупные средства на социальные программы. В большинстве стран не было самоподдерживающегося развития народного хозяйства, поскольку экономическая активность достигалась на заёмные деньги без реальной перспективы возврата средств, то есть за счёт будущего. Дело шло к краху. Неужели этого никто не видел?
Конечно, видели! И предупреждали. Проблема, на наш взгляд, не в узости видения, а в упорном нежелании властей по всему миру говорить правду народу. Так, вместо простой и понятной «печати денег» монетарные власти США предпочитают говорить о «количественном смягчении». Российские власти заменяют «девальвацию рубля» на «расширение валютного коридора», в Евросоюзе вместо дефолта заявляют о добровольном списании половины греческого долга. Вы знаете, что реально скрывается за фразами «парниковый эффект», «глобальное потепление» и «изменение климата»? Ни что иное, как пик нефтедобычи!
Власть имущие не могут откровенно признать, что общемировые темпы добычи жидких углеводородов из недр неумолимо сокращаются. Максимум, на что они до сих пор решились – объявить, что эпоха дешёвой нефти закончилась. Но, к своей чести, власти пытаются предпринять адекватные меры, а именно, – перевести мировую экономику на альтернативные источники энергии. И это делается с помощью специально выдуманной страшилки об антропогенном изменении климата. Дескать, солнечные электростанции, ветряки и биотопливо необходимы для снижения выбросов в атмосферу. Ну-ну!
Признание пика нефтедобычи недопустимо по идеологическим причинам. Подобно тому, как коммунисты в СССР не могли признать ни одного преимущества капитализма, западные правители не могут выступать против идеологии общества потребления. А эта идеология опирается на тезис об изобилии ресурсов. Понятно, что в условиях нехватки нефти невозможно настоящее изобилие. По той простой причине, что извлечение полезных ископаемых из недр – дело крайне энергоёмкое.
Вообще, потребительская идеология предполагает, что покупательная способность денег постоянно снижается, а потому выгоднее приобретать товары сейчас, а оплачивать потом. Но если общество признает надвигающийся дефицит нефти и других энергоресурсов (а с ними и всего материального) – это значит, что оно будет вынуждено переключиться с потребления на сбережение, похоронив господствующую идеологию.
Трансатлантическое заражение
Рейтинговое агентство Fitch приоткрыло завесу тайны, скрывавшую уязвимые места американских банков. По данным агентства, они могут выдержать проблемы европейских рынков (Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании), но дальнейшее распространение долгового кризиса создаёт серьёзный риск. Аналитики агентства полагают, что если европейский кризис не будет разрешён вовремя и надлежащим образом, состояние банковской отрасли США может ухудшиться. Почему?
Банкиры друг другу не доверяют: ставки по однодневным кредитам на межбанковском рынке растут
Дело в том, что банки JPMorgan Chase и Goldman Sachs – это крупнейшие игроки на рынках внебиржевых деривативов. Согласно отчётности, представленной акционерам, эти два банка по всему миру продали деривативных страховок от дефолтов на номинальную сумму свыше 5 трлн долл. Какая часть из них приходится на европейские страны, неизвестно. Ещё бы! Разглашение подобной информации подобно самоубийству. Недаром Совет по финансовой стабильности (www.financialstabilityboard.org) включил два названных банка и ещё 27 других в перечень институтов, создающих системный риск для глобальных финансов.
Монетарный слив
Размер государственного долга США преодолел планку 15 трлн долл. Президент Барак Обама унаследовал госдолг в размере 10,6 трлн долл. и всего за три года нарастил его на 40%. В скором времени американский госдолг достигнет 100% от ВВП, официально оценивающегося в 15,2 трлн долл.
Отмотаем на десять лет назад. В 2000 г. ВВП США составлял 10,1 трлн долл. Национальный долг на тот момент был равен 5,7 трлн долл. Таким образом, ВВП за 11 лет вырос почти на 5 трлн долл., а долг – на вдвое большую величину. В 2011 фискальном году (закончился 30 сентября) поступления в казну составили 2,3 трлн долл. А государственные расходы – 3,6 трлн долл. Официальный дефицит бюджета составил 1 трлн 298 млрд долл. Однако национальный долг за тот же фискальный год прирос на большую величину – почти 1,8 трлн долл. Как такое могло получиться? Куда «пропало» более 400 млрд долл.? Как объяснил американский статистик Джон Вильямс (shadowstats.com), затраты на ведение военных действий и помощь финансовым учреждениям были записаны как инвестиции, а не как расходы. Каковы мошенники, а? Если бы нечто подобное проделала коммерческая фирма, её бы быстро приструнила налоговая инспекция.
Федеральная резервная система продолжает финансировать бюджетную дыру путём печати денег. «Нет никакого сомнения, что мы упираемся в монетарные и фискальные ограничения, – говорит руководитель инвестиционной компании Hinde Capital Бен Дэвис. – В 2007 г.ФРС США имела кредитный рычаг 25, в то время как сегодня он достиг 50. Это означает, что двухпроцентное снижение стоимости портфеля ценных бумаг способно уничтожить весь её капитал. В таких условиях без постоянной печати денег ФРС быстро окажется несостоятельной».
Бум в энергосбережении
Западный бизнес, который, в отличие от западных государств, деньги имеет, ищет способы эффективного вложения средств. Парадоксально, но наиболее выгодные инвестиции на ближайшие десятилетия будут опираться не на рост деловой активности, а на его вынужденное сокращение. В первую очередь перспективны разработки и проекты для энергосбережения во всех направлениях – начиная от добычи полезных ископаемых и заканчивая отоплением домов. Например, в металлургии можно увеличивать число операций, проводимых над заготовкой с одного нагрева. Перспективны проекты в сфере транспорта, сокращающие удельные затраты горючего, включая переход от частного транспорта к общественному, когенерация и тригенерация в энергетике. Интересна идея организации работы производственных предприятий ночью, когда электроэнергия дешёвая. В строительстве перспективно широкое внедрение световых труб, доставляющих естественный свет во внутренние помещения.
Рост котировок американского сорта нефти WTI привёл к сокращению разрыва с североморской Brent: разница цен, достигавшая 25 долл. за бочку, сократилась до 8 долл.
Глядя на препирательства вокруг сооружения трубопровода Seaway, по которому планируется поставлять 350 тыс. барр. нефти в сутки из центральной части США и Канады на побережье Мексиканского залива, Китай предложил скупить всю эту нефть.
Предыдущую заметку из серии «Хроника нефтедолларового коллапса» вы можете прочесть здесь. Источник: oilru.com.
Рейтинг публикации:
|