Та кредитно-долговая модель, которая действовала на протяжение 30 лет, больше не работает
В последнее время все говорят о введении в Европе системы, аналогичной США, при которой эмитентом выступает федеральное казначейство. Понятно, что США - это единое государство, а Евросоюз даже не конфедерация, но, как говорится, лиха беда начало. Или, выражаясь фразой одного, пусть и негативного, но исторического персонажа - «главное -нАчать!» Однако острый долговой кризис требует хоть каких-то действий, и к идее о выпуске долговых инструментов на уровне самого ЕС, непосредственно в Брюсселе, возвращаются все чаще и чаще.
Далеко не всем эта идея нравится. Так, рейтинговые агентства уже говорят о том, что рейтинги этим бумагам будут ставить по наинизшему рейтингу стран ЕС, то есть сегодня по Греции, которая близка к дефолту. Нравится это кому-то или нет. Что касается европейских стран, то они почти все «за», за исключением Германии, и мы еще вернемся к причинам этого явления. Но сначала обсудим, какие экономические мотивы лежат под всеми этими действиями.
Формально все понятно. Вся финансовая система ЕС сегодня держится только на одном ресурсе - рефинансировании долгов, в том числе государственных. Беда состоит в том, что делать это все труднее и труднее. Доходность греческих бумаг на вторичном рынке уже превышает 60%, что фактически означает дефолт, и никто и никогда в здравом уме и твердой памяти эти бумаги уже не покупает. И появилась идея, что если эмитентом будет Евросоюз в целом, то его авторитет будет достаточен для того, чтобы инвесторы (ну, точнее, спекулянты) бросились эти бумаги скупать, а уж Брюссель эти деньги будет раздавать нуждающимся. Идея богатая, вопрос только один - кто будет это все возвращать?
Дело в том, что перераспределение денег - дело, конечно, увлекательное, но никак не влияет на общую экономическую ситуацию. Точнее, делает еще менее эффективным использование денег. Но на процесс появления новых денег это никакого влияния не оказывает. Иными словами, с точки зрения экономики, выпуск новых бумаг ничего не меняет, долговая проблема не может быть таким образом решена. Более того, такой механизм позволяет перекладывать ответственность за неэффективную трату средств (читай: воровство) на посторонних лиц, что делает всю систему в целом еще менее устойчивой.
Именно по этой причине немецкий парламент не торопится одобрять идею выпуска общеевропейских бумаг: граждане Германии подозревают, что расплачиваться придется как раз немцам, поскольку больше в Европе, по большому счету, некому. Иными словами, любое перераспределение долговых обязательств в сторону Брюсселя на деле означает увеличение долговых обязательств Германии. Нравится это кому-то или нет.
Вообще, сама по себе налоговая проблема не является какой-то особенностью Евросоюза, в конце концов, не европейцы рейганомику придумывали. Но вот проблема ответственности для ЕС становится критической, поскольку решить ее в нынешнем формате невозможно. Нравится это кому-то или нет. Отдельные государства - члены ЕС - не просто должны, они обязаны поддерживать жизненный уровень своего населения, для чего необходимо увеличивать бюджетные заимствования. До кризиса еще можно было рассчитывать на разные субсидии из бюджета ЕС, но теперь и здесь появились проблемы. Раньше можно было стимулировать внутриевропейскую миграцию, а сегодня отдельные страны ЕС в условиях роста безработицы начинают защищать собственных граждан, постепенно «прижимая» мигрантов, в том числе и внутренних.
При этом проблемы частного долга не решены, не решены и проблемы кредитной модели. Иными словами, нужно либо признать, что сохранить уровень жизни населения невозможно, либо обеспечить возможность для государств получать дополнительные доходы. Альтернатив тут просто нет - без дополнительных доходов падение жизненного уровня населения неизбежно, разве что в ЕС можно их акцентировать в одних или других странах. Для Германии это звучит примерно так: если граждане Германии готовы пожертвовать своим уровнем жизни для сохранения лидерства в нынешнем ЕС, то можно и одобрить выпуск ценных бумаг от имени всего Евросоюза. А вот если такое лидерство (под патронажем США) в таком ЕС гражданам Германии не нужно, то и платить за него не стоит.
Я не большой специалист в психологии современных немцев, но долго уходить от ответа у них не получится. В конце концов, если не будет сказано «да», то это означает «нет». И каждая страна ЕС должна будет решать свои вопросы самостоятельно. Ну, точнее, не совсем так, поскольку есть еще эмиссия Евроцентробанка, которая сегодня достаточно велика и направлена на выкуп облигаций проблемных стран. Но и этого явно недостаточно, особенно, с учетом того, что стабильность финансовой системы ЕС в последнее время не ахти.
Давайте смотреть правде в глаза: решить долговую проблему в ЕС (да и в мире) сегодня невозможно без падения уровня жизни населения, поскольку тридцать лет этот уровень жизни увеличивали путем наращивания долга, который достиг запредельной величины. Все рассуждения о сохранении нынешнего состояния дел, о продолжении рефинансирования долга, на деле означает отказ от решения любых проблем, которые, в этом случае, начнут решаться сами. Например, путем объявления суверенных дефолтов или массовыми демонстрациями. А по мере падения жизненного уровня населения все эти проблемы будут только обостряться.
Нужно отдавать себе отчет в том, что та кредитно-долговая модель, которая действовала на протяжение 30 лет, больше не работает. Вообще. И все попытки ее так или иначе подлатать все равно закончатся ничем, поскольку современная экономика не генерирует финансовые потоки, достаточные для возврата этих долгов. Что хорошо видно на примере Греции, в которой общий объем долга за последние годы только вырос. Так и у других стран будет, и ЕС им не поможет, поскольку самостоятельных источников доходов у него нет и быть не может, разве что за счет сокращения доходов стран, его составляющих.
Повторим еще раз. Современная модель ЕС построена не только на достаточно мифических «общих ценностях», но и на вполне конкретной экономической модели, которая предполагает обмен роста жизненного уровня населения на рост долга. Это можно было делать, пока был механизм рефинансирования долгов, но он перестал работать, поскольку стоимость кредита больше снижаться не может. И выхода здесь нет, нужно менять модель. По этой причине проблема евробондов во многом является выдуманной - она ничего не решает, хотя с точки зрения конкретных персонажей, она, конечно, страшно важна, поскольку перераспределяет финансовые потоки тем или иным институтам. Вот только сегодня это настолько опасно, что лучше бы начать решать реальные проблемы, а не перераспределять чужие деньги.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 943
Рейтинг поста:
Германия за свою предвоенную историю, называлась Веймарской республикой.Чем экономически характерна эта республика, привожу пример:зашёл человек в ресторан ,заказал обед, и сразу расплачивается, потому что, к концу обеда, цена на него повысится, вот такова была инфляция, доллар, не на много совру, стоил 1млн.марок.Уверен, у расчётливых немцев этот период их истории засел в мозгах на генетическом уровне.Мало того, что они каждый год вкладывают огромные деньги, чтобы подтянуть экономику восточных земель, ладно, это братья.А что остальная Европа, кем она им доводится,седьмая вода на киселе.Думаю, немецкому бюргеру это уже надоело, скоро потребует старую добрую марку.