Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Долговой кризис в Европе: эффект домино

Долговой кризис в Европе: эффект домино


16-09-2011, 16:15 | Финансы и кризис / Аналитика мирового кризиса | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 058)
ДОЛГОВОЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ: ЭФФЕКТ ДОМИНО

ДОЛГОВОЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ: ЭФФЕКТ ДОМИНО

Затягивание долгового вопроса выгодно в первую очередь Греции, так как дефолт для нее — это наилучший выход из ситуации, при котором она ничего не теряет: дефолт избавит греков от программы урезания бюджета. Чего не скажешь о Евросоюзе, так как выход одной из стран из еврозоны ставит под угрозу нахождение в нем Италии, Испании, Португалии, Ирландии. Необходимо учесть, что к тому времени уже не будет возможность выделять транши финансовой помощи в столь значительных объемах, как сейчас. Это означает, что шансы на распад еврозоны и прекращение существования ЕС в его нынешнем виде со временем будут только расти.

 


 

Уже более года новостные агентства с определенной периодичностью сообщают о долговом кризисе, с которым столкнулась Греция, и который грозит перекинуться на остальные, так называемые, страны Great PIIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания, Ирландия), после чего можно уже будет с точностью говорить о развале экономического пространства Еврозоны, что, в свою очередь, ставит под сомнение существование Евросоюза в текущих границах.

Для того, чтобы разобраться в этой «мыльной опере», которая рискует затянуться еще на год, а то и пару лет, из-за отсутствия политической воли в решении столь щекотливой ситуации, необходимо признать тот факт, что за последние 20 лет произошли безвозвратные изменения в работе мирового финансового механизма, далеко отошедшего от классического понимания капитализма. За этот короткий период страны с далеко не самой эффективной экономикой получили возможность наращивать свои долговые обязательства без должного обеспечения, заручившись поддержкой крупных институциональных регуляторов.

Таким примером стала Греция, у которой в 2010 году «вдруг» обнаружился бюджетный дефицит в 13,6% от ВВП при долге в 115,1% относительно ВВП (до кризиса в 2007 году эти показатели составляли не менее астрономическую долю — 5% от ВВП при долге 95,7% от ВВП). То есть экономическое «благополучие» фактически обеспечивалось только за счет агрессивной госпомощи последних лет. Однако 2008 год обнажил столь всю специфику положения Греции, и неудивительно, что к 2010 году доходности греческих облигаций стали неконтролируемо расти, приводя бумаги к уровню «мусорных».

Для более глубокого понимания темы необходимо обратиться к истории. Испания, Португалия, Италия вошли в зону обращения евро 01 января 1999 года. Греция присоединилась в 2001 году. На графике представлены величины госдолга каждой из этих стран на момент вхождения в европейский монетарный союз (Греция с 2001 года) и на настоящий момент:

 


График 1.

Таким образом, Португалия и Греция увеличили объем своих долгов за последние 11 лет почти в 2 раза, не лучше обстоят дела в Италии и Испании. Зачем «контролировать» расходы, если «под рукой» бездонный карман Евросоюза, тем более если это помогает спекулировать на настроениях обывателей и обещать им продолжительный период благоденствия и стабильности, откладывая неминуемый «экономический коллапс» в недалекое будущее, где проблемы будут вынуждены решать уже совершенно другие люди? Итогом такого политического оппортунизма стал глубочайший долговой кризис, который заставил в апреле 2010 года Евросоюз и МВФ принять беспрецедентное и «вымученое» для себя решение: выдать кредит Греции на 110 миллиардов евро (Греция стала первым государством еврозоны, которое получило кредит на покрытие своих долгов. 30 миллиардов евро были предоставлены МВФ, 80 — ЕС, основным кредитором стала Германия). Взамен греческие власти в лице министра финансов Георгиоса Папаконстантину, взяли на себя обязательства по выполнению «программы мер жесткой экономии». Причем, это все было бы не столь печально, если бы он же (министр финансов Греции) не заявил: «Задача Греции заключается не в том, чтобы получить всю сумму планируемой помощи Греции, а в том, чтобы снова вернуться на финансовые рынки для получения кредитов». То есть Греция «заняла у ЕЦБ, чтобы вернуть себе возможность занимать на открытых рынках», но даже это вряд ли уже станет возможным.

Вышеупомянутая программа содержала следующие меры:

1. Повышение НДС с 21 процентов до 23 процентов;

2. Увеличение на 10 проц налогов на горючее, алкоголь и сигареты;

3. Очередное повышение налога на предметы роскоши;

4. Введение чрезвычайного сбора в пользу госбюджета с прибыльных предприятий;

5. Сокращение праздничных пособий для работников госсектора и пенсионеров;

6. Упразднения или слияние сотен организаций местного самоуправления;

7. Увеличение пенсионного возраста для женщин.

Все эти меры должны были позволить сократить дефицит госбюджета в течение трех лет более чем на 10 процентов ВВП. Однако, внешняя задолженность возрастает с 115,1 проц ВВП в 2009 г. до более чем 140 проц ВВП в 2014 г.

Не надо быть прорицателем, чтобы понять к чему привели такие меры, точнее объявление о грядущей реализации таких мер. Стоит отметить, что европейцы имеют высокий уровень культуры гражданской солидарности и активности, а в совокупности с популярными среди молодежи анархическими идеями, это вызвало массовые беспорядки. Мы могли наблюдать, как демонстранты фактически остановили мирную жизнь в Афинах на несколько недель, с февраля 2010 года в стране регулярно происходят забастовки.

Ближе к очередному сроку погашения процентов по накопленным долгам правительство Греции сообщает очевидную для всех экспертов новость, что достижение целевых показателей экономии невозможно из-за рецессии, из чего следует, что необходим новый «транш» помощи. В этом году МВФ, ЕС и ЕЦБ пришлось ситуацию в Греции уже скорее от безысходности. Видимо, поэтому неприлично долго согласовывались условия предоставления новых кредитов, выверялись схемы надзора и в итоге первый символический транш был выделен с большими оговорками.

И ведь «не спасать» нельзя, так как дефолт Греции поставит под сомнение «высокую» надежность государственных облигаций европейский стран со значительным уровнем долга (Испания, Италия, Португалия, Ирландия), и спровоцирует неконтролируемый рост доходности по вышеуказанным бондам и падению спроса на них. Уже сейчас ЕЦБ вынужден следовать примеру ФРС, идя на выкуп облигаций проблемных стран. Например, спрос на облигации Италии в августе был обеспечен ЕЦБ, который за три недели купил испанских и итальянских облигаций на общую сумму €43 млрд. Но улучшения не наступило, доходности облигаций не снизились, а даже выросли, что может говорить только об одном: доверие к системе продолжает падать. Более того, сейчас наблюдается процесс массового «бегства» из банков Греции. Депозиты сокращаются уже два года, как со стороны домохозяйств, так и со стороны корпоративного сектора. За 1,5 года было изъято более 50 млрд евро, что для банковской системы Греции очень много.

 



Более ощутимым индикатором отсутствия доверия является тот факт, что стоимость страховки от дефолта греческого правительства (CDS) сейчас составляет 23,3% в год. Другими словами, если держатель пятилетних греческих облигаций решит себя застраховать от риска, то в течение пяти лет ему придется заплатить больше, чем сумму, которую он должен получить при погашении. Профессиональные участники рынка настолько уверены, что Греция объявит дефолт существенно раньше, чем через пять лет, что никто не хочет брать на себя этот риск.

Однако, утопающий не думает о долгосрочных перспективах, единственно важное для него — получить очередной глоток воздуха. Греция старается сделать все возможное, чтобы получить от Международного валютного фонда денежный транш объемом в 8 млрд евро до конца сентября. Но для этого необходимо было введение новых мер по сокращению госрасходов, без которых получение кредитного транша объемом 8 млрд. евро становится невозможным. После этого правительство приняло решение о немедленном сокращении зарплат бюджетников и увольнении в госсекторе 20 тыс. человек. Но даже если Греция получит финансовую помощь в очередной раз, это лишь отодвигает неизбежный конец до 2013 года, когда гипотетически появится возможность выхода на рынок заимствований.

А пока продолжается этот длительный процесс перекладывания с больной головы на здоровую, в Греции назревает бунт недовольных граждан. Складывается ощущение «déjà vu». Прошел всего год после «всеобщей забастовки», организованной по призыву профсоюзов государственного и частного сектора, которая переросла в массовую стачку. И вот теперь все повторяется снова — анархисты опять намерены оккупировать центр Афин, увлекая за собой всё больше недовольных граждан.

Единственный шанс спасения Евросоюза от пандемии долгового кризиса — это переход на единую долговую бумагу, но в этом случае обязательства, по которым греки вряд ли расплатятся, должен взять на себя «локомотив» европейской экономики — Германия. Которая, со своей стороны, уже не раз пыталась частично переложить проблему на банки — держатели облигаций (что есть организовать частичный дефолт). Такой сценарий условно-добровольного участия в спасении станет началом выхода инвесторов из позиций в гособлигациях других проблемных стран, что может привести к кризису недоверия в банковской системе всей Европы.

Если сценарий с единой еврооблигацией рассмотрен так и не будет, то у Греции нет никаких шансов «вылезти» из долговой ямы, избежать неприятного диалога с кредиторами о реструктуризации долгов и признания дефолта.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: затягивание долгового вопроса выгодно в первую очередь Греции, так как дефолт для нее — это наилучший выход из ситуации, при котором она ничего не теряет: дефолт избавит греков от программы урезания бюджетов. Чего не скажешь о Евросоюзе, так как выход одной из стран из еврозоны ставит под угрозу нахождение в нем Италии, Испании,Португалии, Ирландии. Необходимо учесть, что к тому времени уже не будет возможность выделять транши финансовой помощи в столь значительных объемах, как сейчас. Это означает, что шансы на распад еврозоны и прекращение существования ЕС в его нынешнем виде со временем будут только расти.

Алексей Пухаев



Источник: win.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map