Тотальная система цифровой слежки и рейтингования граждан в будущем может обернуться большими внутренними проблемами для Китая.
В течение последнего десятилетия многие страны ударными темпами выстраивали системы электронно-цифрового контроля и управления экономикой, населением и каждым отдельно взятым человеком. Такие проекты были нацелены на ограничение прав и свобод человека, почему и получили название «электронного концлагеря».
Локомотивами процесса строительства «электронного концлагеря» небезосновательно считались американские ИТ-корпорации. Такие, как Microsoft, Apple, Google, Amazon, Facebook и другие. Их нередко называют «Силиконовой мафией», поскольку у ряди ведущих американских ИТ-корпораций штаб-квартиры или отдельные подразделения находятся в штате Калифорния, в месте, называемом Силиконовая (Кремниевая) долина.
Слово «мафия» означает, что они действуют скоординировано, преследуют общие цели, которые, мягко выражаясь, идут в разрез с интересами общества.
Стратегической целью «Силиконовой мафии» является превращение не только США, но и всего мира в один большой электронный концлагерь. Действия «Силиконовой мафии» вписываются в еще более глобальный план, который был в прошлом году озвучен президентом Всемирного экономического форума Клаусом Швабом. План под названием «Великая перезагрузка», преследующий цель построения «дивного нового мира», которым будет править узкая группа людей – мировая элита.
В реализации плана «Великая перезагрузка» уже возникли некоторые сбои. «Силиконовая мафия» до конца не успела даже достроить «электронный концлагерь» на подведомственной им территории – США. Да, процентов на 90 он построен, но в нем имеются еще большие «дыры», которыми могут воспользоваться те, кому очень дорога свобода.
Кроме того, среди политиков и граждан Америки неожиданно возросло противодействие планам Силиконовой мафии. Даже американский президент Джо Байден, который своей победой полностью обязан ИТ-корпорациям, успел намекнуть, что необходимо ограничить монополизм этих гигантов на американском рынке.
А с построением мирового «электронного концлагеря» у Силиконовой мафии возникла еще более серьезная проблема. Во-первых, выступление на саммите ВЭФ председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина показало Поднебесная далеко не во всем согласна с планом «Великой перезагрузки». Китайский лидер намекнул, что сегодня только Поднебесная способна возглавить процесс глобализации. Не только экономической и финансовой, но также информационной: «Китай будет и впредь продвигать научно-техническую инновации».
Во-вторых, стало ясно, что мирового «электронного концлагеря» не получится по той причине, что Пекин уже создал на подведомственной территории свой «электронный концлагерь».
О проекте строительства такого «электронного колпака», который должен накрыть почти полтора миллиарда людей, проживающих в Китае, начали говорить и писать еще более десятилетия назад. Официальное название проекта – «система социального рейтинга граждан КНР».
Замысел инициаторов проекта – осуществлять постоянное отслеживание всех сторон жизни человека с помощью различных электронных средств, проводить накопление получаемой о человеке информации и ее обработку, присвоение человеку социального рейтинга с учетом выполнения или, наоборот, нарушения человеком многочисленных норм поведения. Такая система, по замыслу инициаторов, призвана сделать человека более законопослушным и благонадежным, укрепить порядок в стране, способствовать продвижению страны по пути социализма.
Электронную систему социального рейтинга в КНР начали испытывать в 2010 году, а к 2014 внедрять массово. Но пока проект имел статус «пилотного», он не охватывал всего населения страны, последовательно распространялся на новые города и регионы, тестировался.
Законопослушные и благонадежные граждане, имеющие высокие показатели в рейтинге, получают ряд привилегий, например, шанс устроиться на хорошую работу, приоритет при обслуживании в госучреждениях и возможность получить кредит. В то же время нарушение правил дорожного движения, критика власти в социальных сетях и написанные соседями доносы негативно сказываются на показателях рейтинга и лишают гражданина таких базовых прав, как возможность путешествовать.
Надо отметить, что разработка электронной инфраструктуры системы даже опережало разработку критериев оценки. В партийно-государственном руководстве страны шли достаточно горячие дискуссии по поводу того, «что такое хорошо, а что такое плохо». Эти дискуссии продолжаются, но тщательно скрываются от общественности.
Учитывая китайский менталитет, среднестатистический гражданин принимает спускаемые сверху нормы без каких-либо вопросов. Процент «диссидентов», ставящих под сомнение нормы, и, тем более, открыто их нарушающих, невелик.
В сборе информации о гражданах принимает участие очень широкий круг организаций. Во-первых, органы государственной власти (полиция, налоговые службы, учреждения образования, здравоохранения, спецслужбы и др.). Во-вторых, негосударственные банковские, финансовые, коммерческие и телекоммуникационные организации и компании.
В феврале 2018 года стало известно, что Народный банк Китая одобрил инициативу компаний Tencent и Alibaba Group по созданию системы кредитного рейтинга граждан на основе онлайн-покупок и профилей в социальных сетях.
В дополнение к этим двум категориям поставщиков информации формируется еще третий источник. Речь идет о том, что «сознательные» граждане должны сообщать о поведении «несознательных». Короче говоря, всячески поощряется доносительство.
Четвертым поставщиком информации являются многочисленные камеры видеонаблюдения (более полумиллиарда на конец прошлого года), по количеству которых Китай опережает все страны, включая США. Успешно были протестированы технологии проекта создания национальной базы данных на основе распознавания лиц. Неизвестно, какой процент китайских камер оборудованы системой распознавания лиц, но, согласно заявлениям властей, уже в этом году искусственный интеллект сможет за три секунды узнать в лицо каждого из почти полутора миллиардов жителей страны.
Еще один блок вопросов, который надо было решить инициаторам проекта: какими должны стать поощрительные меры для лиц с высокими рейтингами и какие санкции могут быть предприняты в отношении лиц с низкими оценками? Например, рейтинговые оценки влияют на условия предоставления банками кредитов гражданам (процентные ставки, сроки, способы обеспечения). Лица, попавшие в «черные списки», вообще лишаются права получения кредитов.
В 2018 году стало известно, что приблизительно 17,46 млн «дискредитированных» китайцев лишились права покупать билеты на самолет, а еще 5,47 млн больше не могут покупать билеты на скоростные поезда. Тогда же сообщалось, что в Китае было зафиксировано 290 тыс. случаев, когда частным лицам с низким рейтингом запретили занимать руководящие должности или быть юридическими представителями компании.
В 2018 году был сделан еще один шаг в расширении системы социального рейтинга. Объектами стало известно о введении в Китае системы социального рейтинга для компаний, в том числе иностранных. Бизнес должен будет строго соблюдать около 300 требований, которые касаются налогового контроля, охраны окружающей среды, безопасности труда, качества продукции, кибербезопасности и т. д.
Особенно важны положения о налогах и найме работников. Китайским и иностранным предпринимателям надо проштудировать около 1,5 тысяч страниц с правилами, которые им нужно соблюдать, чтобы продолжать бизнес в КНР. Для бизнеса также стали готовиться «черные списки».
Уже в 2018 году более 3,59 млн китайских организаций были добавлены в официальный черный список, который запрещал им заниматься различными видами деятельности, включая торги по проектам, выход на рынки ценных бумаг, участие в земельных аукционах и выпуск корпоративных облигаций.
По мере расширения проекта увеличивалось число параметров, по которым составлялись рейтинговые оценки граждан и компаний. Так, в связи с начавшейся в стране и мире эпидемией (пандемией) коронавируса в базе данных системы появился блок информации о состоянии здоровья человека и о соблюдении им правил жизни в условиях COVID-19.
В отдельных городах отрабатывались технологии отслеживания и учета таких деликатных сторон жизни человека, как например, потребление алкоголя и табака. В китайском городе Ханчжоу была запущена система с QR-кодами, которая следит за выпитым гражданами алкоголем и выкуренными сигаретами.
И вот пилотные испытания проекта в 2020 году подошли к концу. С 1 января 2021 года китайская система социального рейтинга стала общенациональной и получила легальный статус. В этом году вступил в силу новый гражданский кодекс Китайской Народной Республики, в котором нашли своей место положения о системе социального рейтинга.
По новому кодексу китайцы будут получать баллы за: поддержку правительства в социальных сетях, наличие хорошей финансовой кредитной истории, совершение любого героического поступка, участие в благотворительной деятельности, заботу о пожилых членах семьи, хорошие отношения с соседями и помощь бедным, сдачу донорской крови и т.п.
Одновременно предусмотрены действия, за которые граждан могут вычитать баллы. К таковым относятся: распространение слухов и фейков в интернете (что можно считать фейками, а также то, кто будет определять, что та или иная информация фейк, понятно дело, большой вопрос – пример попытки импичмента Трампа из-за фейка о «штурме Капитолия» у всех на виду), нарушение правил дорожного движения, участие в протесте против властей и размещение антиправительственных сообщений в социальных сетях, неудовлетворительная помощь стареющим родителям, неискренние извинения за совершенные преступления, участие в деятельности сект и жульничество в онлайн-играх и т.п.
С 1 января этого года каждого китайца как бы наделили «стартовым капиталом». Это исходный рейтинг в 1000 баллов. Единый информационный центр анализирует каждого по 160 тысячам различных параметров из 142 учреждений. Если рейтинг больше 1050 баллов, то ты попадаешь в категорию «образцовый гражданин», которых маркируют индексом ААА. С 1000 баллов можно рассчитывать на А+, а с 900 – на B.
Если рейтинг ниже 849, то это уже подозрительный для общества и власти человек с индексом С; такому уже могут отказать в работе в государственных организациях и муниципальных структурах.
«Черную метку» получают те, маркирован индексом D, это меньше 599 баллов. Это уже изгои китайского общества. Таким сложно устроиться на любую работу. Им откажут в кредитах, билетах на транспорт; им могут даже отказать в аренде велосипеда. От человека из группы D будут шарахаться как от прокаженного или инфицированного. Потому, что даже общение с таким изгоем может привести к снижению рейтинга человека из более высоких рейтинговых групп.
Та система, которая сегодня заработала на полную мощность в Китае, вероятно, примерно также понималась и теми, кто готовил и продвигает план «Великой перезагрузки». Видимо, нечто похожее хотели создать ИТ-корпорации Силиконовой долины и господин Клаус Шваб. Но они маленько опоздали.
Валентин Катасонов. Источник: РусСтрат.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 111
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 948
Рейтинг поста:
--------------------