Как в условиях посткарантинного падения экономики выполнить и перевыполнить бюджет? Очень просто: нужно скорректировать плановые показатели доходов в сторону уменьшения и старательно экономить на расходах. В Украине пошли по пути «два в одном»: и доходы урезали на 120 млрд. грн, и расходы за 8 месяцев недофинансировали на 92,4 млрд. грн. Баланс сошелся! Но уже в сентябре выросла минимальная зарплата, и повысились выплаты медикам. И в октябре может случиться финансовый перекос. Придется снова перекраивать бюджет.
Несколько слов о реалиях, в которых мы живем. Буквально через пару недель после того, как в марте начался карантин, чиновники поняли, что не смогут выполнить показатели бюджета на 2020 год. Поэтому в апреле они приняли изменения к нему, которыми отминусовали 120 млрд. грн доходов. Если совсем точно – 119,7 млрд. грн или 11%. Новая цифра доходной части бюджета этого года – 975,8 млрд. грн.
Планку поставили пониже. Можно сказать, с запасом. Благодаря чему в сентябре 2020 года выполнение налоговиками плана по наполнению общего фонда госбюджета составило 128,8%. Если взять так называемый докарантинный индикатив и пересчитать собранные налоги в привязке к нему, то получаем недовыполнение – 92,6% из 100% необходимых.
Это совсем немного, учитывая, что в карантин многие предприятия остановились, персонал был уволен или отправлен в отпуск, государство ввело каникулы по уплате единого соцвзноса для ФОПов. Также снизились показатели импорта: почти на 20% вместо ожидаемых 10%. А меньше импорта – меньше и налогов с него. Общественный транспорт не работал, самолеты не летали, следовательно, потребление ГСМ упало, добыча тоже. Ну, и налогов заплатили меньше.
Поэтому не выполнен плановый показатель по поступлениям НДС с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров – на 33,3 млрд. грн (16,9%); ввозной пошлины - на 391,5 млн грн (2,9%). А так же рентной платы за пользование недрами – на 5,2 млрд. грн (24,2%); налога и сбора на доходы физических лиц - на 1,1 млрд. грн (1,4%).
Еще любопытнее ситуация по расходам. Она гораздо хуже, чем по доходам. По данным Счетной палаты, в январе-августе невыполнение плана расходов общего фонда составило уже 92,4 млрд. грн (или 12,5%), тогда как в I полугодии расходов осуществлено на 51 млрд. (или 9,5%) меньше плана. На чем же сэкономили?
Еще любопытнее ситуация по расходам. Она гораздо хуже, чем по доходам. По данным Счетной палаты, в январе-августе невыполнение плана расходов общего фонда составило уже 92,4 млрд. грн (или 12,5%), тогда как в I полугодии расходов осуществлено на 51 млрд. (или 9,5%) меньше плана. На чем же сэкономили?
Меньше плана почему-то оказались расходы Минздрава на возмещение затрат на медицинское обслуживание населения – на 13,6 млрд. грн. Неужели все оборудование купили щедрые спонсоры? Минобороны меньше потратило на закупку, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования - на 5,7 млрд. грн. Пандемия помеха обороне?
Низким был уровень финансирования «антивирусных» программ. Это – помощь Фонда социального страхования, выплата пособий по временной нетрудоспособности из-за лечения от коронавируса или пребывания на самоизоляции, а также на единовременное пособие семьям медиков. В первом полугодии выполнили лишь 1,6% от запланированных по этой программе расходов. Почему? Потому что получить деньги по этой статье почти нереально. Государство старательно защитило себя бюрократическими барьерами от излишних трат. Выполнение некоторых программ развития и господдержки также оказалось на низком уровне. К примеру, на финансовую поддержку сельхозпроизводителей за полгода потрачено 63% плана. Молодцы! Вот и урожай на юге сгорел. Фермеры даже вешались из-за этого.
В первом полугодии полностью стояло на паузе финансирование субвенции из казны местным бюджетам на социально-экономическое развитие. Фонд регионального развития вместо запланированных 2 млрд. грн получил лишь 0,6 млрд. грн. Финансирование этих программ ускорилось только в июле-сентябре – накануне местных выборов. Дополнительно государство сэкономило 7,1 млрд. грн на обслуживании государственного долга, в том числе из-за укрепления курса гривны.
Но в октябре бюджетные расходы вырастут. Медицинские работники с сентября начнут получать доплаты к заработной плате. «Если мы говорим о враче, то это в среднем 3 560 грн, а младший медицинский персонал – около 1 250 грн», – сказал министр Максим Степанов. На это предусмотрено почти 6 млрд. грн.
К тому же повысится зарплата в целом: с 1 сентября, в Украине, согласно принятому на внеочередном заседании Верховной Рады закону, минимальная зарплата выросла до 5 тыс. грн. Соответственно вся тарифная сетка увеличивается.
Дополнительные бюджетные расходы на повышение зарплаты планируют получить за счет увеличения поступлений от налога на доходы физлиц – на 461,3 млн грн, налога на добавленную стоимость – на 80 млн грн, а также благодаря уменьшению расходов на обслуживание госдолга на 3,5 млрд. грн. Но этих денег явно не хватит.
В любом случае, Нацбанк ожидает фактический дефицит бюджета в 2020 году на уровне 6-6,5% ВВП вместо предусмотренных в проекте госбюджета 7,5%. Главным образом, из-за недофинансирования. Теперь важно не разгуляться с расходами на строительство дорог. За полгода государство потратило более 40% годового плана «Укравтодора»
К тому же в Пенсионном фонде Украины заявили, что рост зарплатной «минималки» станет основанием для повышения минимального размера пенсии по возрасту для неработающих пенсионеров, достигших 65 лет и имеющих большой страховой стаж: 35 лет – мужчины и 30 лет – женщины. Минимальная пенсия для них вырастет, поскольку она составляет 40% от минимальной зарплаты: сейчас – 1889,20 грн (4723 грн х 40%), а станет 2 тыс. грн (5000 грн х 40%). Перерасчет пенсионных пособий для этой категории граждан произойдет уже в сентябре, сами расходы бюджет почувствует в октябре, когда начнутся выплаты.
Более того, с августа была увеличена адресная помощь к пенсионным выплатам членам семей военнослужащих, погибших (или умерших вследствие ранения) во время непосредственного участия в АТО / ООС. Эта помощь должна выплачиваться членам семьи, потерявшим кормильца, размер пенсии которых не достигает 7800 грн. Если пенсия назначается на двух и более членов одной семьи, адресная помощь к пенсии устанавливается в сумме до 6100 грн на каждого, в пределах максимального размера пенсии.
Есть мнение, что деньги на АТОшников возьмут из средств помощи некоторым представителям малого бизнеса, которая выплачивалась до сентября. С апреля по июль этого года 83 тыс. физических лиц-предпринимателей получили 554 млн грн государственной помощи на детей до 10 лет. Потом выплату продлили на август.
Ожидая новых расходов, Кабмин своим распоряжением №1177 от 28 сентября сократил финансирование льгот и жилищных субсидий гражданам на 756,9 млн грн. Правда, на указанную сумму увеличены расходы по программе «Мероприятия по социальной, трудовой и профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью». Так что никаких особых изменений тут не произошло. Просто подлатали и перекроили. Правый рукав перешили налево.
В любом случае, Нацбанк ожидает фактический дефицит бюджета в 2020 году на уровне 6-6,5% ВВП вместо предусмотренных в проекте госбюджета 7,5%. Главным образом, из-за недофинансирования. Теперь важно не разгуляться с расходами на строительство дорог. За полгода государство потратило более 40% годового плана «Укравтодора». Если и дальше не устраивать аттракцион невиданной щедрости в части дорожного строительства, есть шанс скроить бюджетный «кафтан» более-менее по Тришке. Это если портного не поменяют. В смысле главу Минфина. Ибо новая метла по-новому метет. И вместо одних недофинансированных расходов появятся другие перефинансированные. А доходы больше не станут. Кризис все-таки. Коронавирус крепчает...