На днях правительство Мишустина – Белоусова приняло проект бюджета на ближайшую трёхлетку 2021–2023 гг. Его можно назвать поистине революционным. В проекте воплотились многие государственнические инициативы, которые при прошлом составе правительства были невозможны.
Изначально нужно отметить, что все меры, речь о которых пойдёт ниже, были проработаны и внедрены в проект бюджета максимально оперативно. Подготовка части из них велась и вовсе в секретном режиме, чтобы не вызвать противодействие олигархов, имеющих широкие лоббистские возможности.
За день до заседания
В первую очередь бюджет правительства Мишустина – Белоусова подразумевает изъятие сверхдоходов у крупного бизнеса. Подобное Андрей Белоусов планировал реализовать ещё в 2018 году, будучи советником президента по экономике. Однако тогда материалы соответствующей записки президенту были «слиты» в СМИ. В результате предложение Белоусова стало известно олигархам сильно заранее, когда проект находился ещё на стадии проработки. Используя лоббистские возможности, крупный бизнес втянул Андрея Белоусова в длительную дискуссию, которая в результате ничем не завершилась. Против были все: и олигархи, и правительство, и СМИ. Да и Белоусов не имел тогда столь сильных позиций, которыми обладает сегодня. В этот раз проработка проекта изъятия сверхдоходов шла в секретном режиме. Первая информация о соответствующем решении появилась за день до судьбоносного для многих заседания правительства.
Конечно, крупный бизнес попытался оспорить новый налоговый режим, но было уже поздно. Решение принято окончательно и бесповоротно, без всяких переговоров с олигархами.
Так, с 2021 года отменяются льготы по НДПИ для выработанных месторождений. В основном, это затронет компании «Лукойл» и «Татнефть». Формально понесёт потери и «Роснефть», но они будут компенсированы за счёт налоговых льгот для Приобского месторождения. Отмена преференций по НДПИ принесёт бюджету порядка 260 млрд рублей в год.
В 3,5 раза повышается налог на добычу твёрдых полезных ископаемых. Сейчас же ситуация в этой отрасли является абсурдной. В России эффективная ставка НДПИ по твёрдым полезным ископаемым составляет только 0,5%, в то время как за рубежом она равняется 3–4%. В результате российский крупный бизнес получает сверхдоходы, ведь продажа конечной продукции осуществляется по рыночным ценам. С 2021 года эффективная ставка НДПИ приблизится к среднемировому уровню. При этом потенциал для её дальнейшего повышения остаётся. Данная мера принесёт бюджету ещё 56 млрд рублей в год. Раскошелиться придётся таким компаниям, как «Норникель», «Русал», НЛМК, «Фосагро», «Еврохим» и другим.
Конец привилегиям
Последняя налоговая инициатива, которая прорабатывалась в секретном режиме, заключается в увеличении акциза на табачную продукцию на 20%. Примечателен тот факт, что эффект от данного действия будет большим, чем от повышения налога на добычу твёрдых полезных ископаемых: 70 млрд рублей против 56 млрд. Действительно, это вызывает удивление и осознание всего масштаба проблемы оборота табачных изделий в нашей стране. Немаловажным является то обстоятельство, что повышение акциза ведёт не только к пополнению казны, но и к снижению доступности табачных изделий.
Возникает закономерный вопрос: почему данная мера была принята только сейчас? Всё дело в том, что только с 2020 года была внедрена маркировка табачных изделий. В начале сентября министр промышленности Денис Мантуров докладывал президенту об эффективности данного нововведения. В результате него доля нелегальной продукции снизилась на треть, а поступления в бюджет возросли за 7 месяцев на 54 млрд рублей. Теперь можно повышать и акциз — в «серую» зону производителям табачных изделий уйти не удастся.
Две последние инициативы правительства Мишустина – Белоусова широко известны и прорабатывались практически с начала года. Это повышение НДФЛ до 15% на доходы свыше 5 млн в год, а также увеличение ставки на вывод капитала с одновременным пересмотром соглашений об избежании двойного налогообложения. Согласно расчётам Минфина, подобные нововведения принесут бюджету 140 млрд и 60 млрд рублей в год соответственно.
Таким образом, государственнические меры Мишустина – Белоусова будут пополнять федеральный бюджет практически на 600 млрд рублей ежегодно. С первого раза может показаться, что это не слишком большая цифра, и компенсировать выпадающие доходы бюджета она не сможет. Отчасти это действительно так, но нам важно не столько номинальное значение, сколько новый принцип формирования бюджета. А он заключается в том, что государство наконец-то отказалось от предоставления широких привилегий крупному бизнесу, который, вместо того чтобы инвестировать сверхдоходы в развитие страны, предпочитал личное безостановочное обогащение. Поэтому теперь вкладывать в страну будет непосредственно государство, не надеясь на благоразумие олигархов.