Идея создания Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) принадлежит Нурсултану Назарбаеву, отличающемуся глобальностью принимаемых решений: Азиада, съезды лидеров мировых и традиционных религий, ЭКСПО, Олимпиада. Задачами МФЦА являются содействие в привлечении инвестиций в экономику страны, создание привлекательной среды для инвестирования в сфере финансовых услуг, развитие рынка ценных бумаг республики, обеспечение его интеграции в международные рынки капитала.
С помощью собственного суда, арбитража, биржи Astana International Exchange (AIX) и регулятора МФЦА должен стать местом привлечения инвестиций в экономику Казахстана. Все госорганы, национальные компании призваны активно использовать эту площадку и содействовать ее развитию.
Отметим, что в 2006 году с практически аналогичными целями и также по инициативе Н. Назарбаева был создан Региональный финансовый центр в Алма-Ате (РФЦА). На него возлагалась задача построения центральноазиатского аналога финансового узла на примере Дубая или, как это сделал Сингапур, в рамках Тихоокеанского региона. При его создании за основу, как всегда, взяли зарубежный опыт, а именно опыт международных финансовых центров – Дубая, Сингапура и Дублина.
Как и МФЦА, эта модель включала налоговые льготы участникам, упрощенный въезд и регистрацию бизнеса, возмещение части затрат эмитентам при прохождении листинга биржи, специализированный суд, возможность вести дела на английском языке. Планировалось развитие спектра современных финансовых продуктов: индексных фондов, деривативов, исламских инструментов.
Однако без развитого местного рынка ценных бумаг привлечь на РФЦА инвесторов и эмитентов (особенно иностранных) оказалось очень сложно. Проект презентовали в Лондоне, Гонконге, Дубае, Москве, Сингапуре. Увы… Не помогло и проведение в различных городах республики Информационно-образовательным центром РФЦА крупномасштабных акций «День открытых дверей», в которых участвовали представители СМИ и различных финансовых секторов: банков, страховых компаний, пенсионных фондов, управляющих компаний.
Слабая правовая защита, низкая ликвидность и дефицит качественных эмитентов не способствовали притоку внутренних и иностранных инвесторов. Планы по всем ключевым задачам развития РФЦА и рынка капитала были провалены, впустую потрачены годы и миллиарды бюджетных средств, но, как обычно, никто за это не ответил. Более того, никакого желания правительства провести серьезные реформы в этом направлении как не было, так и нет.
Неудача с РФЦА не остудила амбиций властей поставить Казахстан в один ряд со странами, имеющими развитые финансовые рынки. Чиновники продолжают предаваться своему любимому занятию: провалив один проект, создавать новый, еще более грандиозный и дорогой. Реинкарнация Центра произошла 5 июля 2018 года. Тогда, накануне 20-летия Астаны и собственного дня рождения, президент Казахстана и «лидер нации» Нурсултан Назарбаев получил дорогой подарок – крупнейший, «нацеленный на прорыв на мировые финансовые рынки» национальный мегапроект Международный финансовый центр «Астана».
На его открытии было заявлено, что эта модель «воплотила в себя самую лучшую практику деятельности мировых финансовых структур. Центр будет работать как с нерезидентами, так и с резидентами Республики Казахстан. Участники МФЦА получат доступ к капиталу не только Казахстана и региона, но и всего мира».
Однако концепция нового финансового центра кардинально не поменялась, его организационная структура осталась почти идентичной структуре РФЦА. Основные изменения пришлись на судебную систему. И это понятно. Специализированный экономический суд РФЦА, хотя и имел некоторую автономию, все же подчинялся Верховному суду.
Поскольку местные суды вследствие коррупции, зависимости от властей не пользуются доверием у иностранных инвесторов, то в МФЦА, отказавшись от республиканского законодательства, перешли к независимой юрисдикции и судебной системе, использующей британское право. Соответственно, судейский корпус формируется из числа иностранных специалистов.
Таким образом, казахстанцам для регистрации своих договоров и ценных бумаг в МФЦА требуются знающие британское законодательство англоязычные юристы и финансисты. Законодательное закрепление особого юридического статуса этого финансового анклава потребовало внесения изменений в Конституцию страны.
Есть и еще одно отличие. Стратегическим направлением МФЦА стало управление активами. Для этого приглашают иностранные управляющие компании, которых намерены допустить к управлению частью местных активов. Таким образом, отмечают эксперты, получается, что если раньше в страну привлекали деньги, то теперь – иностранцев, которые будут управлять казахстанскими активами за казахстанские же деньги. Каково!
Центр разместили в Астане, где на территории выставки ЭКСПО–2017 остались обустроенные площади с современными, высокотехнологичными и даже креативными объектами, что позволило сэкономить на создании его физической инфраструктуры. Международный финцентр получает средства на административные расходы из республиканского бюджета, но с нынешнего года сумма перечислений из бюджета начнёт сокращаться (в 2020 году – 13,1 млрд тенге, в 2021 году – 12,5 млрд, в 2022 году – 10,5 млрд), после чего планируется выйти на режим самоокупаемости.
Властями ожидаемый объем инвестиций в МФЦА в ближайшие годы оценивается до 10 млрд долларов. Согласно закону о МФЦА, совет центра утверждает бюджеты и годовые отчеты МФЦА. Однако, поскольку в законе ничего не говорится о необходимости открытой публикации этих документов, то (как показывает практика) вряд ли можно будет получить к ним (а значит, и информации о государственных расходах и инвестициях, вложенных в этот проект) свободный доступ.
Задачи МФЦА слабо пересекаются с формированием общего финансового рынка ЕАЭС, который должны запустить в 2025 году. Перспективы его создания к намеченному сроку сомнительны. Есть опасение, что местный финансовый бизнес будет противодействовать созданию реально действующего общего рынка, его заявленный формат выхолостят и реально работающего единого рынка не будет. Это обусловлено и объективными факторами, в частности неготовностью финансовых институтов из стран ЕАЭС на равных конкурировать с мощными финансовыми группами из России.
Будущее МФЦА остается неоднозначным. Судя по тому, что происходит сейчас на фондовом рынке, ожидать, что в ближайшие годы он начнет нормально работать, не приходится. В указе президента о МФЦА ставилась цель войти в 10 крупнейших финцентров Азии и в топ-30 финцентров мира до 2020 года. (Для сравнения: на десятом месте в то время была Сингапурская биржа с капитализацией 716,5 млрд долларов.)
Увы, не случилось. Цель в очередной раз оказалась нереальной. Несмотря на то, что на начало июля в МФЦА зарегистрировано 500 компаний, активы банковского сектора достигли 365 млн долларов, а привлеченный акционерный капитал составил 291 млн долларов.
Эксперты полагают, что есть и не афишируемая причина настойчивой реанимации финцентра: репатриация вывезенного, зачастую имеющего коррупционное происхождение капитала. Создание экстерриториальной зоны МФЦА не окажет положительного влияния на экономику страны, поскольку инвестиции вряд ли выйдут за пределы зоны.
Сегодня на рынке Казахстана достаточно высокий уровень риска, из-за чего привлечение капитала дорого обходится бизнесу. По мнению американского издания Forbes, «понадобится как минимум десятилетие, чтобы понять, окажется ли успешной эта идея». Тем временем МФЦА может выродиться в очередной офшор и, не дав запланированных результатов, ухудшить репутацию страны. Источник: .ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|