Германия отбирает у комиссаров ЕС станок по печатанию евро, чтобы его выключить
«Европейский центральный банк (ЕЦБ) согласился передать важные документы немецким властям, чтобы они могли установить пропорциональный характер своих программ покупки активов». Об этом написали все европейские газеты, поскольку такого еще в истории современной объединенной Европы еще не было. Это все равно, что если бы губернатор какого-то российского региона захотел провести аудит ЦБ РФ, причем силами своих региональных специалистов.
Все началось с того, что Конституционный суд Германии (КСГ), заседающий в Карлсруэ, пришел к выводу, что антикризисная стратегия Европейского центробанка по выкупу ценных бумаг выходит за рамки мандата ЕЦБ и обязал Бундесбанк (Центральный банк Германии) прекратить участие в этой программе в начале августа, если к тому времени объединенный регулятор не докажет, что эти закупки соответствуют принципу пропорциональности.
Речь идет о программе количественного смягчения QE, по сути дела, об эмиссии евро в невиданных ранее объемах для поддержки стран ЕС, пострадавших от ковидной пандемии.
На первый взгляд, немцы через КСГ потребовали справедливости. Им не понравилось, что, к примеру, Италия через выкуп ценных бумаг получила намного больше евро на душу населения, чем германские граждане. Берлинские газеты ссылались на два достоверных источника в ЕЦБ, которые утверждают, что Европейский центробанк заливал деньгами все подряд страны ЕС за исключением ФРГ. Вероятно потому, что экономика последней крепко стояла на ногах, когда другие валились на землю.
Ладно бы, если за демаршем стояла глава ФРГ Меркель: в лучшем случае ее просто бы не стали слушать, или вообще обвинили бы в реставрации Рейха. Такое уже было не раз. Попытки давить на Брюссель заканчивались для фрау злыми фельетонами, в которых французские и бельгийские газетчики дорисовывали канцлеру усики а-ля Гитлер и руку в зиг-приветствии.
А тут свое недовольство выразил Конституционный суд Германии, на который особо политически надавить сложно. Да и повод у немцев, как говорится, самый железобетонный, ведь, если называть вещи своими именами, их обдирают по национальному принципу. Что касается угроз, то и тут «все по-взрослому»: ситуация грозит неконтролируемым развалом ЕС, если Бундесбанк перестанет сотрудничать с ЕЦБ.
И вот, как стало известно, ЕЦБ прогнулся под Берлин, назвав свое решение «попыткой найти компромисс». По последней информации, европейский регулятор все-таки передал президенту Бундесбанка Йенсу Вайдманну документы, которые ранее никогда не публиковались и которые являются топ-секретом центробанка. Затем топ-секреты программы выкупа ценных бумаг попадут на стол министров немецкого правительства и депутатам Бундестага.
Параллельно бумаги ЕЦБ отправились в Суд Евросоюза, вердикты которого обязались выполнять все столицы ЕС. Пресс-служба ЕЦБ отказалась комментировать эту информацию, мол, ничего не знает о содержании документов, которые были переданы в германское и европейское правосудие.
Европейские «говорящие головы» называют эту историю очень опасной. Ставки в этой игре высоки, поскольку решение суда в Карлсруэ было распространено на всю Европу. У немцев появился прецедент экстра территориальной юрисдикции, пусть и в пределах границы ЕС.
«Почти единогласное решение восьми судей в красных мантиях вдвойне иронично, — считает агентство Bloomberg. — С момента создания ЕЦБ доминирующей точкой зрения в Германии было то, что он должен быть защищен от политического влияния, таким же образом, как и Бундесбанк… Тем не менее, суд в Карлсруэ по существу постановил, что немецкие учреждения должны делать больше для мониторинга действий центрального банка, ставя под сомнение его независимость».
Как говорится в одной русской пословице, смеется тот, кто смеется последним. Если уж и говорить об иронии, то она уже не двойная, а как минимум, тройная. И вообще — чья бы корова мычала, но в данном случае американской корове лучше помолчать. В политике Берлина нет никакого противоречия, что, по сути, признает тот же Bloomberg. ФРГ выступила против ЕЦБ, так как руководствуется «более широкими экономическими и финансовыми соображениями, а не только инфляцией».
То, что ЕЦБ прогнулся под Берлин, на самом деле означает констатацию реального расклада сил в экономике ЕС. Немецкий локомотив тянет за собой все страны старой Европы, но ему не нужна слабая валюта. Высоко конкурентные станки и машины «Made in Germany» выгоднее продавать за крепкий евро, обеспечивая тем самым более высокую добавочную стоимость. Ведь чем сильнее европейские деньги, тем больше за них можно купить сырья.
А вот США нужен слабый доллар, чтобы продукция «Made in USA», будучи низко конкурентной по сравнению с китайской, была востребована на глобальном рынке. Но тогда сильный евро перетянет на себя одеяло на финансовых площадках. Именно поэтому QE, проводимое ЕЦБ, было выгодно всем, но только не немцам.
С другой стороны, мир и впрямь может заполучить «Четвертый рейх», поскольку немецкое правосудие распространило свою юрисдикцию на весь ЕС, а немецкий парламент и правительство обрели право подвергать ЕЦБ своему контролю. В США, ясное дело, политики и финансисты просто впали в шок. ЕЦБ «публикует протоколы своих решений, и члены руководящего совета регулярно выступают с речами и интервью, чтобы объяснить, что они делают. Непонятно, почему немецкие политики и суды заслуживают большего, чем все остальные», пишет Bloomberg.
Интересно, а на себя американцы не пробовали посмотреть?
Итак, свое решение по ЕЦБ Берлин примет в августе. От того, каким оно будет, зависит очень многое, в том числе расклад сил между евро и долларом. Если ФРГ обяжет Европейский центробанк и в будущем отчитываться перед немецкими властями и согласовывать с Бундесбанком эмиссию денег, то можно говорить о заявке Германии на звание «Четвертого рейха». Что тут лукавить: мало того, что ее экономика доминирует в Европе, так еще станок по печатанию евро окажется в руках депутатов Бундестага и федерального канцлера.
В Италии уже на полном серьезе говорят, что лучше войти в экономический союз с Китаем, чем оказаться под контролем Германии. «Существуют ли другие страны с такими требованиями? Нет! На самом деле ЕС создан таким образом, чтобы не наносить ущерба немецким интересам. Это правильно назвать колонизацией», — возмущаются римские газеты.
«Когда суд Карлсруэ объявит неконституционной политику ЕЦБ, представители других стран будут толкаться в приемной канцлера, чтобы поцеловать ей ручку. Это уже было однажды. На самом деле, европейцы не против власти немцев, лишь бы им хуже не жилось», — считают в Австрии.
«Когда пьяница Жан-Клод Юнкер, недавно председательствующий в Европейской комиссии, заявил в конце января 2015 года: „Не может быть демократического выбора против европейских договоров“, Верховный суд Германии уже оспаривал некоторые европейские договоры. И никто не был против», — рассуждают СМИ в Париже.
Конечно, это не конец света для ЕС. Более того, Европа даже выиграет от немецкого лидерства, но никто не сомневается, что сильный евро обрушит доллар. Наблюдатели также отмечают, что ФРГ выбрало идеальное время для атаки. Из-за «черной революции» в США, у Белого дома сейчас нет ни сил, ни политической воли, что-либо предпринять.