Данные марта обозначают устойчивый рост азиатской экономической интеграции, в котором всё большая часть азиатской торговли направлена на саму Азию. Пока американцы подумывают о том, чтобы отвязаться от Китая, похоже, Азия отвязывается от США. После начала в апреле 2018 года американо-китайской технологической войны, когда Вашингтон запретил экспорт чипов для китайской корпорации ZTE, в полупроводниковой промышленности появилось модное выражение «де-американизация цепочек поставок».
В апреле 2020 года Тайвань, Вьетнам, Таиланд и Индонезия закупили на 50% больше китайских товаров, чем в том же месяце прошлого года. Япония и Корея — на 20% больше. Экспорт в США вырос по отношению в прошлому году, но с очень низких показателей 2019-го.
Импорт Китая из Азии тоже резко вырос.
Резкий рост внутри-азиатской торговли может отражать перезапуск азиатских экономик. Комбинация массового тестирования, цифрового надзора и социальной солидарности удержали смертность от Covid-19 на уровне менее чем 10 человек на миллион населения в большей части Азии, сравните с сотнями смертей в США и большей части Европы. Большая часть производительной экономики Китая сейчас работает более чем на 90% мощности. Переоткрытие цепочек поставок хорошо объясняет нарастание и импорта, и экспорта. Однако, серьезные показатели за два дня несут облегчение растущей интеграции крупнейших азиатских экономик.
Сдвиг цепочек поставок от США, вероятно, даёт в итоге некоторый толчок азиатской торговле. Теперь Япония поставляет больше полупроводников в Китай, чем в США. А ещё в 2014 году Япония продавала полупроводников в США в три раза больше, чем в Китай.
Небольшую часть нарастания импорта можно объяснить накапливанием китайцами полупроводников в качестве меры предосторожности в связи с американскими проявлениями «ядерного варианта» против китайского гиганта телекоммуникаций «Хуайвей». США могут запретить иностранным компаниям продавать компьютерные чипы «Хуайвей», если они используют для их производства американской оборудование. В теории это воспрепятствовало бы TSMC — тайваньской компании, занимающаейся изучением и производством полупроводниковых изделий — крупнейшему производителю в мире, продавать их «Хуайвей», сейчас она является крупнейшим покупателем у TSMC с 13% всех продаж. Разработчик чипов, филиал «Хуайвей» HiSilicon теперь входит в число ведущих 10 производителей чипов, и внутренние продажи за первый квартал превзошли показатели Qualcomm. Но HiSilicon не может производить собственные чипы, а китайские мощности не могут обеспечить передовые чипы, которые «Хуайвей» ставит в свои высокотехнологичные смартфоны и серверы.
Американские технологические компании убедили администрация Трампа не пытаться заблокировать доступ «Хуайвей» к тайваньским и другим иностранным чипам, утверждая, что эта мера задержит, но не помешает Китаю достичь самодостаточности. Пока же американские фирмы потеряют долю рынка в Китае — как Qualcomm и Nvdia уже уступили HiSilicon — а остальной мир будет бороться за то, чтобы убрать насколько возможно американский продукт из цепочек поставок. Это будет трудным и дорогостоящим делом, что утверждал Фонд Хинрич в январском докладе 2020 года.
В докладе Хинрич утверждается, что «риски столкновения с драконовскими экстерриториальными законами США, в том числе и теми, что попадают под контроль Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) — особенно пока американский доллар остается доминирующей международной валютой — означают, что даже простые финансовые транзакции с организациями, попавшими под ограничения, могут быть запрещены, что вызовет полный разрыв деловых связей. Как таковые, «Хуайвей» и другие китайские технологические компании стремятся полностью отвязаться (или ждут своего часа, когда это станет возможным) от цепочек поставок, находящихся под влиянием США. Чтобы это сделать, китайские фирмы должны сформировать альянсы с неамериканскими технологическими компаниями».