Как недавно написали в японском издании Nikkei Asian Review, США не остановят арктическую магистраль России и Китая. Москва и Пекин успешно развивают транспортную инфраструктуру в регионе и вкладывают в это огромные средства. Вашингтон, как считают в японской прессе, безнадежно отстал.
В чем главная ошибка США?
Недавно в комитете сената Соединенных Штатов по вооруженным силам проводились слушания по поводу назначения нового главы ВМС. Казалось бы, тема была явно посвящена не Крайнему Северу. Но как подчеркнули в японских масс-медиа, на этом мероприятии слово «Арктика» прозвучало 35 раз. Видимо, Вашингтон все больше беспокоится о своем отставании в этом регионе.
«Китайцы и русские там повсюду. Мы должны неустанно за этим следить, чтобы понять, почему они столь активны», – сказал тогда Кеннет Брейтуэйт, который претендовал на должность главы ВМС. Он сам последние два года был послом США в Норвегии
- пишет Nikkei Asian Review.
В ходе этих слушаний прозвучал тезис: «путь вдоль северного побережья России вдвое быстрее для китайских товаров, которые направляются в Европу». Американские политики как бы признали, что открытие Северного морского пути – это практически историческое событие, которое «проспал» Вашингтон.
Кооперация Москвы и Пекина слишком опасна
Японские СМИ цитируют американского политолога Хизер Конли, которая недавно не побоялась сказать очевидное. По ее мнению, самой большой ошибкой в политике США было нежелание понять стратегические последствия соревнования великих держав в Арктике.
Наихудшим сценарием для Соединенных Штатов и Японии будет, если Пекин и Москва создадут антизападное объединение, которое способно ограничить их доступ в северные воды Тихого и Атлантического океанов
- цитирует ее Nikkei Asian Review.
Москва активно развивает Северный морской путь, поскольку у нее есть ледокольный флот и строится сопутствующая для грузопотока инфраструктура. С ней активно работает Пекин, не жалеющий инвестиций на арктические проекты. А вот США с этим ничего сделать не могут. Это не какой-нибудь проект газопровода, против которого можно ввести санкции.
Впрочем, именно ограничительные меры и стали причиной сближения КНР и РФ в Арктике.
Россия после западных санкций искала финансирование для своего проекта «Ямал», кредит выделили как раз китайские банки и фонды, которые получили 29,9% акций в крупнейшем в мире проекте по сжиженному газу
- напомнили в Nikkei Asian Review.
В США ошибку, кажется, поняли. Но толку от этого теперь мало, раз даже японские СМИ об этом открыто говорят.
Илья Круглей