Зарплатный дисконт. Послесловие к Первомаю

Зарплатный дисконт. Послесловие к Первомаю

Первомайские праздники прошли скучно: без шашлыков и классовой борьбы. Шашлыки запретили в связи с карантином, который народ бросил соблюдать, как только узнал о продлении до 11 мая. А вот в плане классовой борьбы, не знаю, заметил это кто-то или нет, но с приходом «зеленых» резко снизилась активность левых. Профсоюзы и вовсе растворились в воздухе. А тем временем в мире нарастает нехорошая тенденция к снижению оплаты труда. Порой мне даже кажется, что если бы коронавируса не было, владельцам бизнеса следовало бы его придумать для экономии на оплате наемного персонала.

 

Интересная деталь: во время кризиса 2008 года больше всего пострадали инвесторы и финансовый рынок. А пандемия COVID-19 изменила именно мировой рынок труда. Коротко говоря, труд стал дешевле. За счет страха перед безработицей.

Например, по данным опроса, проведенного итальянским исследовательским центром SWG, через месяц после объявления общенационального карантина 44% респондентов стали опасаться потерять рабочее место. И это не пустые тревоги – согласно расчетам Goldman Sachs, в ближайшие месяцы уровень безработицы в Италии может увеличиться на 17%.

При этом, согласно опросу, проведенному компанией IZI в сотрудничестве с Comin Partners, почти 80% итальянцев не против и дальше трудиться на дому, а 37% готовы отказаться от части своей зарплаты, чтобы продолжить работу в удаленном режиме. Но даже те, кого вернут на рабочие места, не будут сильно роптать по поводу “зарплатного дисконта”.

Если в Италии безработица и до эпидемии была одной из самых высоких в Европе, а зарплаты весьма скромными, то для Англии серьезной проблемой стал высокий уровень занятости и низкий безработицы, что существенным образом отражалось на тенденциях оплаты труда. Проще говоря, работодатели вынуждены были постоянно повышать оклады, чтобы привлекать к себе дефицитную рабочую силу.

Одна из причин этого – закрытость границ Великобритании, которая, даже находясь в ЕС, не ввела «шенген» и оградила себя визами от наплыва трудовых мигрантов. А после Brexit и вовсе выстроила “железный занавес”. Но карантин и падение экономики сделали свое дело. Безработица за короткое время выросла вдвое, и уровень предлагаемых зарплат снизился. И это только начало.

Во Франции для тех, кто потерял работу во время коронавируса, изобрели специальный термин – техническая безработица. Но французам повезло, потому что по своей сути французский капитализм с его высокими налогами на богатых, социальными пакетами для бедных, включая бесплатную медицину, дешевые лекарства и бесплатное образование – это адаптированная форма социализма.

Абсолютный шок для Америки, заставивший Дональда Трампа идти по пути так называемого “разбрасывания денег с вертолета” и эмиссии доллара – это невиданными темпами растущая безработица. Как известно, количество новых рабочих мест считается самым важным индикатором здоровья американской экономики

Несколько революций, влияние французской Компартии и популярность газеты “Юманите” сделали свое дело. Поэтому техническим безработным (тем, чьи сектора закрыли – рестораны и отели) государство обязалось выплачивать по 84% зарплаты и ввело срочные выплаты для безработных. Как долго продлится этот аттракцион невиданной щедрости, неизвестно. Французы побаиваются, что с окончанием карантина раздача пособий прекратится, а работа так и не появится.

Абсолютный шок для Америки, заставивший Дональда Трампа идти по пути так называемого “разбрасывания денег с вертолета” и эмиссии доллара – это невиданными темпами растущая безработица. Как известно, количество новых рабочих мест считается самым важным индикатором здоровья американской экономики. Никакие там проценты роста ВВП или размер государственного долга не учитываются при оценке положительного или отрицательного развития экономики в данный период.

Еще недавно Трамп гордился тем, что его президентство отмечено самым большим приростом новых рабочих мест. А значит, политика, направленная на возрождение промышленного потенциала Штатов, а не только финансового рынка, была правильной. Но коронавирус убил все достижения: за месяц плюс почти 22 млн. безработных. И это только тех, кто официально обратился за получением пособия.

Чем больше “профицита” рабочей силы, тем ниже ее оплата. Не все понимают, отчего зарплаты в Украине в последние пару лет заметно поднялись. Конечно, определенную роль сыграла политика правительства Владимира Гройсмана, который вдвое увеличил “минималку”.

Но главную роль сыграл безвиз и открытые двери в Евросоюз. Народ реально рванул не только на сезонные заработки, а и на поиски заветного места под солнцем. Выезжали как туристы, потом задерживались уже по рабочей визе. Забирали семьи, в составе которых также были работающие мужья, жены, дети, родители. Украина теряла рабочие руки и быстро соображающие мозги.

С другой стороны, деньги заробитчан подогревали экономику и увеличивали спрос на внутреннем рынке. А самое главное – заставляли работодателей соревноваться в повышении зарплат по востребованным специальностям. Что им совсем не нравилось, потому что снижало норму прибыли. Их прибыли как капиталистов.

Пардон, что выражаюсь категориями классовой борьбы, но так оно и есть. Достойные условия труда и достаточная для обеспеченной жизни зарплата – это не великодушный подарок собственников своим работникам, а плод их многолетней борьбы за свои права. Забастовки, протесты, демонстрации. Все, из чего родился Первомай. И что недавно проявилось во Франции в движении “желтых жилетов”.

Коронавирус нивелировал всю эту борьбу за более высокую зарплату, увеличив за счет безработицы конкуренцию на рынке труда. Российский “Сбербанк” провел неплохое исследование, показавшее отрицательную динамику зарплат.
С зарплатами зеркальная ситуация: они снизились сейчас из-за карантинных ограничений, а в дальнейшем могут не вырасти. Во-первых, уже очевидно, что многие работники, ощутив прелесть надомного труда, уговорят своих хозяев оставить их на удаленной работе и добровольно согласятся на понижение зарплаты

Самые большие потери в сфере спорта, отдыха и развлечений: не платят своим сотрудникам совсем 35% компаний, а 49% снизили зарплаты. Фонд оплаты труда компаний общественного питания по тем же причинам сократился на 24%. При этом 18% предприятий перестали оплачивать труд своих работников, а 68% снизили уровень заработной платы.

Аналогичное сокращение фонда оплаты труда наблюдается и в гостиничной сфере. 10% отелей перестали платить зарплату сотрудникам, а 75% сократили ее. Но и те отрасли, которые не попали в перечень запрещенных, так же пострадали рикошетом: образования (–21%), розничной торговли (–15%) и рекламы (–13%).

Не видела подобных исследований у нас, но, думаю, что как бы прытко мы ни убегали от России, их и наши тенденции в значительной мере совпадают. Теперь остается ответить на вопрос: временное это явление или постоянное? Лично я исхожу из простой логики: стоит какому-то товару резко подорожать в цене, в дальнейшем он может снизиться, но уже не до того уровня, как был.

С зарплатами зеркальная ситуация: они снизились сейчас из-за карантинных ограничений, а в дальнейшем могут не вырасти. Во-первых, уже очевидно, что многие работники, ощутив прелесть надомного труда, уговорят своих хозяев оставить их на удаленной работе и добровольно согласятся на понижение зарплаты.

Во-вторых, многих просто не будут спрашивать, потому что на всякий товар есть свой ценник. И ценник на рабочие руки падает во всем мире. У работодателей есть прекрасный аргумент – проблемы, порожденные “великим пандемическим экспериментом”, не только не исчерпаны, а находятся в самом зародыше.

Как сказала недавно председатель ЕЦБ Кристин Лагард, европейскую экономику в 2020 году ожидает беспрецедентный спад на 5-12% в разных регионах еврозоны, неуверенность потребителей и бизнеса и печальная ситуация вследствие этого на рынке труда.

Другими словами, бизнес пережил настолько сильное потрясение, что еще долго будет скаредничать и экономить. А на ком же экономить олигархам, как не на рабах. Тем более что в некоторых странах рабы явно зажрались.

Зарплаты в Китае начали зашкаливать. За $3 тыс. не слишком много желающих поработать. В Сингапуре приличным считается доход выше $5 тыс. А гигантские оклады наших “любимых” топ-менеджеров госпредприятий – это проявление общемировой тенденции, когда управленцы бизнеса стали жить не хуже владельцев.

Очевидно, что собственникам капитала это было невыгодно. И теперь у них появился повод раздать своим подчиненным губозакаточные машины. Кстати, как сообщает компания Tesla, с 13 апреля она начала уменьшать работникам зарплаты и отправлять их в неоплачиваемые отпуска. Топ-менеджерам, начиная с должности вице-президента, урезали зарплату на 30%, директорам отделов – на 20%. Для остальных сотрудников размер оплаты труда снизится на 10%. Почему-то мне кажется, что и после завершения эпидемии COVID-19 все так и останется. Посмотрим...