Один из важнейших игроков на мировом рынке углеводородов, богатое и влиятельное королевство Саудовская Аравия сегодня находится в довольно тяжелом кризисном положении. За фасадом казалось бы внешней стабильности государства и прочности королевской власти скрываются глубинные противоречия, недовольство элит и социальная напряжённость.
Большое количество безработной молодёжи, массовая бедность и противостояние не только в королевской семье, но и между шиитами и суннитами заставляют сомневаться в устойчивости и долговечности власти Саудитов. Наследник престола Мухаммад бен Салман обещает народу решительные реформы и инновации, среди которых программа Vision 2030. Однако модернизация консервативного религиозного общества сопряжена с рядом серьезных сложностей, да и другие проблемные действия Мухаммада бен Салмана только усугубляют ситуацию.
Социальное недовольство, давно копившееся в закрытом саудовском обществе, может сегодня вылиться наружу по многим причинам. Кого-то не удовлетворяют своей быстротой предлагаемые Мухаммадом бен Салманом перемены, а кто-то наоборот не доволен их медлительностью. Королевство находится сегодня на перепутье: его экономика и в целом внутренняя жизнь ослаблены низкими ценами на нефть; война в Йемене провальная; блокада Катара – тоже; иранское влияние широко распространяется в Ливане, Сирии и Ираке. Да и наследование престола под вопросом.
К этому необходимо добавить и личные проблемы принца Салмана в отношениях с Вашингтоном. На свою беду он, несмотря на бытующее мнение о его особой изворотливости в подковёрных играх, во внутриамериканской борьбе поставил не на ту лошадь, и, с проигрышем демократов в ноябре 2016 года, у него начали резко портиться отношения с главной опорой – США. Дональд Трамп не забыл слишком рьяного помощника своих оппонентов и даже попытался устроить в Саудовской Аравии госпереворот осенью 2017 года с передачей власти в стране более лояльному для себя принцу из дома саудитов.
В первый раз разыгрывания Трампом "черной метки" в ноябре 2017 года, только что ставшему наследником принцу Салману удалось во время арестовать одновременно 11 принцев, четырех действующих министров и десятки бывших министров королевства, предпринимателей и других влиятельных лиц. Официально — за коррупцию, неофициально — за подготовку госпереворота. Тогда все было оформлено как распоряжение Комитета по борьбе с коррупцией, которое немедленно распространила саудовская пресса. Большинство задержанных провели почти 100 дней в самом шикарном отеле саудовской столицы Ritz-Carlton и были отпущены лишь после того, как согласились "возместить государству убытки" в размере $100 млрд.
Но проблема в том, что это "дело" получило продолжение 6 марта 2020 года (буквально в ту самую ночь, когда министр энергетики России Новак дал Салману "от ворот поворот" в развязанной "нефтяной войне"), когда опять же "за коррупцию" была арестована очередная группа принцев и влиятельных лиц королевства (в группе 300 человек). В том числе бывший наследный принц Мухаммед бен Наеф Аль Сауд (племянник короля, и двоюродный брат кронпринца), а также единокровный брат действующего короля – Ахмад бен Абдель Азиз (экс-министр иностранных дел), который по старой саудовской традиции имеет больше прав на престол, чем нынешний кронпринц. По информации The New York Times, третий задержанный — принц Наваф бен Наиф, помещенный "в особые условия".
78-летний Ахмад бен Абдель Азиз является одним из трех членов королевской семьи, которые отказались в июне 2017 года одобрять кандидатуру принца Мухаммеда бен Салмана в качестве наследника престола. Из 34 голосов членов Совета присяги, состоящего из сыновей первого короля Саудовской Аравии, а в случае их смерти — старших наследников, Мухаммед бен Салман получил только 31. Причем именно Ахмад последовательно критиковал политику принца в последнее время. Два из источников The Guardian сообщили, что арестованным инкриминируют планы сделать Ахмада бен Абдель Азиза Аль Сауда председателем Совета присяги — эта должность в данный момент вакантна.
Что же касается Мухаммеда бен Наиф аль Сауда, то именно этот, один из самых влиятельных людей в королевстве, изначально считался наследником короля. Он 13 лет возглавлял программу по борьбе с террористами и мятежниками, получив прозвище "Король контртерроризма". Бен Наиф был на короткой ноге с представителями американской администрации и с европейскими политиками. На его фоне сын короля Мухаммед выглядел неопытным юнцом, поэтому король Салман не мог сразу сделать его наследником. Бен Наиф много времени проводил в командировках, это и позволило оттеснить его в тень. Однако королевских амбиций бывший кронпринц, скорее всего, не утратил.
Что интересно, арестованные известны очень хорошими связями с США. Поэтому не удивительно быстрое распространение в оппозицинных саудовских кругах информации, что по неофициальным данным главной причиной ареста стала подготовка к госперевороту, а самих арестованных называют "американскими агентами". И если предыдущая в 2017 году попытка Вашингтона рассчитаться с Мохаммадом бен Салманом за "его политическую близорукость в делах США" была всем понятной, то сегодня ключевым моментом уже стал выход на мировые рынки американской сланцевой нефти, а также все более отчетливая стратегия Трампа — продавливать интересы американских нефтяников по всему миру. И январское соглашение между Китаем и США яркое тому подтверждение. Поэтому в текущей ситуации, самым простым решением проблемы для США являются беспорядки в Саудовской Аравии, которые резко сократят ее возможности перечить Вашингтону и сделает Эр-Рияд более сговорчивым в действия в "нефтяной войне", согласно подготовленному США плану. Причем, США нельзя терять времени, так как по чисто рыночным критериям именно их сланцевая нефть останется за бортом и ее нужно срочно спасать.
Вот такая "спокойная" обстановка царит сегодня внутри саудовского дома, которая просто подталкивает Мохаммада бен Салмана к еще одной внешней войне – "нефтяной". Ведь кронпринцу делать больше нечего, как в труднейшей ситуации, когда он обложен по границам со всех сторон и вовремя беспрецедентных внутренних разборок, начинать труднейшую войну с Путиным, который на два порядка лучше к ней готов и который за последние годы превратился по сути в гегемона Ближнего Востока. Только вот Салман не рассчитал, что он не только не выдержит противостояния с Россией в этой "нефтяной войне", но и вообще вряд ли удержится в королевском кресле, если не внесет "существенные коррективы в свою политику с США и Россией".
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 68
Рейтинг поста: