По некоторым отраслям экономики ситуация в мире сейчас несравненно более тяжёлая, чем во время кризиса 2007-2009 годов. И даже чем во время кризиса 1929-1933 годов, который до сих пор считается самым глубоким и продолжительным. Особенно в тяжёлом положении оказались пассажирские авиаперевозки, туризм и отельный бизнес.
По подсчётам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), опубликованным 20 февраля, мировые авиаперевозчики могут потерять в этом году 29,3 млрд. долл. В марте оценка потерь резко подскочила и находилась в вилке от 63 до 113 млрд. долл. Группа компаний IAG, куда входят British Airways, Aer Lingus и Iberia, заявила, что в апреле – мае уменьшит парк летающих самолетов на 75% и урежет расходы за счёт временного уменьшения штата. Norwegian Air в марте сократила 90% рейсов и отправила в неоплачиваемый отпуск более 7,5 тысячи человек. Есть и первые банкроты. В середине февраля было объявлено о банкротстве итальянской Air Italy, в начале марта – британской региональной авиакомпании Flybe. Согласно прогнозам, при сохраняющихся тенденциях к маю половина ведущих авиакомпаний мира станут банкротами.
Под угрозой многие другие отрасли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Достаточно одной «искры» (случая выявления инфицированного коронавирусом работника), чтобы «пожар» (введение карантина, полное прекращение работы) охватил всё предприятие, всю компанию, всю отрасль. Вот лишь один пример. 20 марта Министерство экономики Германии опубликовало данные: 25 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса пострадали в Евросоюзе от пандемии коронавируса, это 99% предприятий сообщества.
А вот пример пожара в американской экономике. Руководители ведущих автопроизводителей в США – компаний General Motors, Ford Motor и Fiat Chrysler провели экстренную встречу в Детройте 18 марта. Поводом ко встрече стал случай заболевания сотрудника вирусом Covid-2019 на одном из заводов Ford в штате Мичиган. Руководители американского автопрома приняли решение о временном закрытии своих заводов на территории США, Мексики и Канады. Одного случая оказалось достаточно, чтобы отправить домой на неопределённый срок около 150 тысяч рабочих. Как сообщила The New York Times, так же поступили японские Honda, Toyota и Nissan в отношении своих заводов в Северной Америке. Автопром – один из локомотивов американской экономики. Его остановка приведёт к снижению занятости на тысячах предприятий, поставляющих автопрому детали и узлы. А потери (по занятности) у смежников и подрядчиков будут больше, чем в самом автопроме.
Прогнозы относительно срока окончания острой фазы пандемии самые разные. Одни считают, что острая фаза закончится к началу лета. Другие относят этот срок на конец лета, третьи – на конец года и даже на следующий год. Образовалась даже группа экспертов, уверенных, что пандемия станет перманентным состоянием человечества.
С учётом такой неопределённости власти некоторых стран пытаются заливать пожар в экономике деньгами. И денег не жалеют. Я уже писал о чрезвычайно оперативных и радикальных действиях ФРС, ЕЦБ, Банка Англии, других центробанков по снижению ключевых ставок и наращиванию денежной эмиссии («количественные смягчения»). От центральных банков не отстают министерства финансов. Минфины, во-первых, предоставляют различные финансовые льготы (налоговые каникулы, отмена некоторых налогов, предоставление государственных гарантий под банковские кредиты и др.); во-вторых, выделяют деньги в виде субсидий, кредитов, вложений в акционерные капиталы частных компаний (мягкая форма национализации).
Тон задают Соединённые Штаты. В конце февраля администрация США запросила у конгресса 2,5 млрд. долл. на борьбу с коронавирусом. Демократы в палате представителей предложили увеличить сумму до 8 млрд. долл., Трамп предложение поддержал. Бюджетный азарт стал расти. 17 марта американский президент обнародовал пакет помощи на борьбу с коронавирусом на сумму 850 млрд. долл. (помощь бизнесу и населению). Предлагается выделить 300 миллиардов долларов на кредитование малого бизнеса, 150 миллиардов долларов на гарантии под кредиты компаниям разных отраслей экономики и отдельно 50 миллиардов долларов на поддержку авиаперевозчиков, пострадавших особенно сильно.
Сумма заявленных Трампом бюджетных обязательств сопоставима с общим объёмом бюджетной помощи федерального правительства американской экономики во время кризиса 2007-2009 гг. Глава Национального экономического совета Белого дома Лоуренс Кадлоу 19 марта заявил, что наращивание финансовой поддержки экономики продолжится. По его мнению, на программу смягчения последствий распространения коронавируса в США потребуется свыше 1,3 трлн. долларов. Я уверен, что и эта цифра не станет окончательной.
Европейский союз старается не отстать. В феврале Брюссель обещал выделить из своего бюджета на помощь разным секторам экономики 25 млрд. евро. Потом сумма была увеличена до 37 млрд. евро. И это лишь верхняя часть айсберга, основные деньги будут выделяться на помощь бизнесу из бюджетов стран-членов ЕС. Тут вне конкуренции Германия. Она обещает вложить в борьбу с вирусом 550 млрд. евро. За ней идет Франция – 547 млрд. евро. Италия выделяет 340 млрд. евро. Испания готова потратить 200 млрд. евро. Из стран за пределами ЕС выделяются Великобритания – 330 млрд. долл. и Япония – 193 млрд. долл. Правительство Польши обещало 52 млрд. долл. Финляндия назвала сумму помощи в 15 млрд. евро.
Власти ряда стран заявили, что, если все возможности спасения «системно значимых» компаний будут исчерпаны, они пойдут на крайнюю меру – национализацию. 13 марта об этом сообщил министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер в интервью Der Spiegel. 18 марта о том же сказал глава Министерства финансов Франции Бруно Ле Мэр. Оба министра подчеркнули, что это «крайняя мера», в любом случае она будет носить «временный характер» (после острой фазы кризиса государство выйдет из капитала). И уж, конечно, национализация будет «цивилизованной» – с компенсациями, выкупом за счёт бюджета долей частных акционеров.
Кое-где уже приступили к национализации. В Италии, затем в Испании началась национализация компаний по оказанию медицинских услуг. Они будут брошены на борьбу с коронавирусом. Ещё более резонансным стало заявление итальянского правительства о том, что оно возьмёт под полный контроль авиакомпанию Alitalia, которую окончательно добила вспышка коронавируса в Европе. Правительство приняло решение национализировать компанию с выплатой её частным акционерам 3,5 млрд. евро.
Очень громко прозвучало решение властей США об использовании такого средства борьбы с эпидемией, как раздача наличных денег населению. Согласно заявлениям Дональда Трампа и министра финансов Стивена Мнучина, из бюджета для раздачи будет выделено полтриллиона (500 миллиардов) долларов. Взрослые получат по 1000 долларов, дети – по 500 долларов. Дональд Трамп потребовал, «чтобы американцы получили деньги так быстро, как только возможно». Стивен Мнучин заявил, что прямые выплаты населению будут произведены в течение ближайших трёх недель. Выдачи предполагается произвести дважды равными суммами. Правда, с учётом численности населения США суммарные выдачи по указанным нормам будут меньше заявленной цифры в 500 млрд. долл. Нигде объяснений этого арифметического парадокса я не нашёл.
Данная инициатива очень напоминает идею американского экономиста Милтона Фридмана, которую он высказывал в конце 1960-х годов и которую позднее назвали идеей «вертолётных денег». Американские экономисты совершенно правильно говорят, что раздача денег бизнесу в виде кредитов ФРС или программ помощи по линии Казначейства экономику оживить уже не может. Сколько бы денег компании и банки ни получили, все эти деньги оказываются на финансовом рынке и лишь надувают спекулятивные пузыри. Реальная экономика продолжает испытывать денежный голод и стагнирует. Гораздо более действенными будут любые меры по повышению платёжеспособного спроса населения, даже бесплатная раздача денег. Эти деньги будут направляться на покупку товаров и услуг, стимулируя развитие экономики. Высказывая идею «вертолётных денег», Милтон Фридман шутил, но вот наступает момент, когда шуточная идея экономиста начинает воплощаться в жизнь.
К простому выводу о том, что главный упор в преодолении кризиса следует делать не на раздачу бюджетных денег бизнесу, а на повышение платёжеспособного спроса населения, приходят и в других странах. Простейший способ – повышение заработной платы и пособий. Здесь можно упомянуть обращение министра экономики Франции Брюно Ле Мэра к работодателям. Министр предложил им выплатить премии в размере тысячи евро сотрудникам, продолжающим трудиться в условиях карантина. Действенными являются и налоговые льготы – освобождения от выплат налогов на время карантина, чрезвычайного положения или отсрочки налоговых выплат до нормализации ситуации. Так, американским гражданам предоставлена отсрочка на перечисление налогов в общей сложности на сумму до 1 млн. долл. на срок 90 дней.
А каковы меры по защите экономики и населения от эпидемии в России? На сегодняшний день суммарный пакет помощи правительства экономике и населению составляет 300 млрд. руб. (примерно 4 млрд. долл.). На минувшей неделе правительство заявило о предоставлении отсрочки по уплате налогов и страховых взносов до 1 мая для туристических фирм и авиакомпаний. Премьер-министр объявил также о введении российским правительством трёхмесячного моратория для малого и среднего бизнеса по выплате страховых взносов, а также об отсрочке уплаты арендных платежей для тех, кто арендует государственное или муниципальное имущество. Наконец, глава правительства РФ поручил ФНС предоставить отсрочку до 1 мая по уплате налогов и страховых взносов налогоплательщикам в сфере физической культуры и спорта, а также искусства, культуры и кинематографии.
Однако, по мнению представителей российского бизнеса и независимых экспертов, этих мер недостаточно для поддержания отечественных компаний на плаву, особенно в малом и среднем бизнесе.