Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Великий поход Китая на бедность

Великий поход Китая на бедность


18-03-2020, 10:19 | Финансы и кризис / Аналитика мирового кризиса | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 268)

Первая часть

Китай, самая многонаселённая страна в мире, вплотную приблизился к решению проблемы полного искоренения нищеты. Во многом это прямой результат политики реформ и открытости, начало которой было положено в 1978 году. В тот период свыше 95% населения Китая находилось в жестких тисках бедности. Китайское руководство поставило перед собой одну из сложнейших и масштабных задач: положить конец практике, когда люди – от рождения и до конца жизни – испытывают тяготы и лишения, а нищета передаётся из поколения в поколение. Борьба против бедности в Китае приобрела всенародный характер, что обеспечило её успех. Достижения Китая имеют большое международное значение, так как являются решающим вкладом в искоренение нищеты на планете и обеспечение достойной жизни для всех.

Объединённые нации в борьбе с нищетой

"Бедность и униженность – это то, что людям ненавистно". Эти слова принадлежат Конфуцию. Они не утратили своей актуальности спустя две с половиной тысячи лет. В докладе ООН "The Sustainable Development Goals Report 2019" указывается, что в 2018 году 8,6% населения Земли продолжает проживать в условиях нищеты. Число людей, страдающих от недоедания не только не сократилось, а наоборот увеличилось с 784 миллионов в 2015 году до 821 миллиона в 2017 году. При этом почти две трети из них проживают в двух регионах – Южная Азия (277 миллионов) и Африка к югу от Сахары (237 миллионов). По прогнозу ООН, одна из глобальных целей, – ликвидация нищеты, – к согласованному сообществом наций 2030 году, достигнута не будет. Это не может не вызывать озабоченность.

В 2000 году на Саммите Тысячелетия представители 189 стран, включая 147 глав государств и правительств, для решения глобальных проблем человечества приняли амбициозную программу ООН под названием "Цели развития тысячелетия" (ЦРТ). Среди восьми ключевых целей первоочередной была выдвинута задача ликвидации нищеты и голода. "Нищета — это не просто нехватка доходов и ресурсов для обеспечения средств к существованию на устойчивой основе. Она проявляется в голоде и недоедании, в ограниченном доступе к образованию и другим основным услугам, в социальной дискриминации и изоляции, а также в невозможности участия в принятии решений", – подчеркивалось в документах ООН. К 2015 году предполагалось вдвое сократить долю голодающего населения и людей с доходом менее $ 1,25 в день, а также обеспечить полную занятость и достойную работу всем.

В 2015 году Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун с удовлетворением констатировал, что "ЦРТ помогли вырваться из крайней нищеты более чем одному миллиарду людей, принять активные меры по борьбе с голодом". Совместные усилия действительно привели к ощутимым результатам. Число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось в мире более чем наполовину, уменьшившись с 1,9 млрд. человек в 1990 году до 836 млн. человек в 2015 году. Доля населения с доходом менее 1,25 долл. США в день уменьшилась в три раза по сравнению с 1990 годом и опустилась до 12% в 2015 году.

В развивающихся регионах этот показатель снизился с 47% в 1990 до 14% в 2015 году. Доля людей, страдающих от недоедания, сократилась почти наполовину: с 23,3% в 1990–1992 годах до 12,9% в 2014–2016 годах. Численность работников, живущих в крайней нищете, уменьшилась на две трети: с 900 миллионов человек в 1991 году до 300 миллионов человек в 2015 году. Впечатляющими были достижения в сфере начального образования: число детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, в мире снизилось почти наполовину: со 100 миллионов в 2000 году до, предположительно, 57 миллионов в 2015 году, а доля грамотных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет по всему миру увеличилась с 83 до 91 процентов.

Достижения в вопросе сокращения нищеты и голода были налицо, однако регионы, наиболее нуждающиеся в переменах, ощутили за этот период наименьший прогресс.

В 2015 году на два региона – Южная Азия и Африка к югу от Сахары – приходилось около 80% всего населения мира, живущего в крайней нищете, а также 80% от общего числа нетрудоустроенных малоимущих людей.

По оценкам ООН, в 2015 году от недоедания во всем мире страдало 784 миллиона человек: почти у каждого девятого человека на земле не хватало продуктов питания. Нужны были дополнительные усилия мирового сообщества для искоренения этой проблемы, не совместимой с достоинством человека 21 века.

Собравшиеся 25 сентября 2015 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке мировые лидеры пообещали "положить конец нищете и голоду во всех их формах и проявлениях и добиться, чтобы все люди могли жить в здоровой окружающей среде и реализовать свой потенциал в условиях достоинства и равенства". Генеральная Ассамблея ООН приняла Повестку дня в области развития, в которой были определены 17 целей и задач, призванных до 2030 стимулировать развитие в областях, имеющих первостепенное значение для человечества и планеты. Ликвидация голода и нищеты, связанные с ними вода и санитария, не дорогостоящая и чистая энергия, а также образование были определены в качестве приоритетных.

Особенно тревожным сложилось положение в сфере образования. По оценкам ООН по всему миру 750 миллионов взрослых все еще остаются неграмотными. Во всем мире в 2015 году 617 миллионам детей и подростков младшего и среднего школьного возраста – более 50% от общего числа детей в мире – не хватало минимального уровня знаний по чтению и математике. Треть этих детей и подростков не посещали школу и остро нуждались в доступе к образованию. Около двух третей из них посещали школу, но не получили знаний, потому что они бросили учебу или не получили базовых навыков. Не сложно представить, какое будущее ожидает страны со столь низким уровнем образования в век стремительного развития новых технологий.

Китай внёс решающий вклад в сокращение масштабов нищеты по всему миру и увеличению числа образованных людей на планете.
Мировой рекордсмен в сфере ликвидации бедности

По оценке Всемирного банка, с 1978 года число людей в Китае, живущих за международной чертой бедности, сократилось более чем на 850 миллионов человек – 70% от общего мирового показателя.

Китай стал первой развивающейся страной, которая достигла Цели развития тысячелетия ООН по сокращению бедности. "Мировой рекордсмен в сфере ликвидации бедности" – такое емкое определение дал Китаю Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2017 года. Через 2 года в ходе посещения выставки по случаю 70-летия основания КНР А.Гутерреш с глубоким удовлетворением отметил что "Китай помог вырваться из нищеты более 800 миллионам людей, это величайшее достижение в истории борьбы с бедностью". Статистика борьбы, действительно, впечатляет. За 40 лет политики реформ и открытости более 740 млн китайцев перестали быть нищими, а уровень бедности сократился на 94%. На один Китай приходится почти две трети от общего сокращения с 1990 по 2015 года числа людей, страдающих от недоедания в развивающихся странах. На конец 2019 года в Китае осталось 5,5 миллионов человек, живущих в нищете (0,4% от 1,4 миллиардного населения страны). Для сравнения, уровень бедности в США вырос с 0,5% в 1979 году до 1,2% в 2016 году.

Ответить на вопрос о том, как правительству КНР в течении жизни двух поколений удалось добиться таких впечатляющих результатов, непросто. С высоты пройденного пути можно утверждать, что это был глубоко продуманный, ориентированный на долгосрочную перспективу комплексный подход, охватывающий все сферы жизни граждан Китая. Предстояло преодолеть "пять крутых перевалов" прежде чем выйти к "долине благополучия". Начало было положено принятием реформы для развития сельского хозяйства и сокращения бедности (1978–1985 гг.), которая получила развитие в программе сокращения бедности, нацеленной на развитие (1986–1993 гг.). Далее был принят Государственный план избавления от бедности 80 млн человек за 7 лет (1994-2000 гг.) и две целевые Программы оказания помощи бедным сельским районам и их развития (2001- 2010 гг. и 2011-2020 гг.).

Пять крутых перевалов до долины благополучия

Первый перевал

Нищета преобладала в сельских территориях Китая со времен основания КНР. Существовало немало причин, порождающих большое число людей, живущих в нищете. Ключевая из них таилась в сложившейся архаичной системе сельского хозяйства, которая не отвечала потребностям развития производственных сил. Нужно было изменить систему отношений крестьян с землей. Начатая в 1978 году реформа была нацелена на коренное изменение системы управления земельными ресурсами. Форму коллективного управления народной общиной заменили на систему ответственности по контрактам с домашним хозяйством. Частичная приватизация позволила отдельным домохозяйствам решать "что и как производить" на их контрактной земле в сельской местности. Одновременно правительство повысило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, открыло сельский рынок и способствовало развитию сельских предприятий.

Согласно статистическим данным, с 1978 по 1985 год производство зерна на душу населения увеличилось на 14% в сельской местности, хлопка на 73,9%, масличных культур на 176,4% и мяса на 87,8%; чистый доход на одного крестьянина вырос в 3,6 раза; число бедных людей, испытывающих проблемы с питанием и одеждой, сократилось с 250 миллионов до 125 миллионов. Число людей, живущих в нищете, ежегодно уменьшалось на 17,86 млн. человек.

Повсеместно начали создаваться небольшие полу-частные предприятия. Однако потребовалось много времени, чтобы эти реформы вошли в жизнь городских жителей, не говоря уже о столице.

Прекрасным примером положительных результатов первого этапа реформ может послужить первый частный ресторан в Пекине, открытый обычной домохозяйкой из провинции Хэбэй – Лю Гуйсянь. Она вместе с мужем не имела достаточного дохода для содержания пятерых детей, и они решились открыть свой небольшой ресторан. В первый же день у порога выстроилась длинная очередь из посетителей, среди которых было много иностранных дипломатов и журналистов. Успех Лю привлек внимание членов правительства КНР: однажды ресторан посетили два заместителя премьер-министра Китая Яо Илинь и Чэнь Мухуа. Этот ресторанчик не только прокормил четыре поколения семьи Лю Гуйсянь, но и сделал их богатыми.

Второй перевал

Успех первых шагов воодушевил реформаторов. Для дальнейшего сокращения бедности правительство Китая с 1986 года запустило программы по сокращению бедности в сельской местности, ориентированные на содействие региональному развитию. Программы были сосредоточены на регионах, где сельская бедность была серьезной, особенно в регионах проживания этнических меньшинств и в приграничных регионах. Для координации программ в 1986 году была создана Ведущая группа Государственного совета по сокращению бедности и развитию (LGPRD). Местные LGPRD и их офисы были также созданы на уровне провинций, префектур и уездов в бедных районах. В общей сложности 332 уезда были определены как национальные бедные уезды; для этих бедных уездов были разработаны три основные программы: субсидированных займов, программа "Продовольствие за работу" (Food For Work) и бюджетные гранты для бедных районов.

Программа кредитования предоставляла субсидированные кредиты как домашним хозяйствам, так и предприятиям для промышленности и сельского хозяйства в бедных уездах. Программа FFW использовала излишки рабочей силы на фермах для развития инфраструктуры (дороги, ирригация и обеспечение питьевой водой). Государственные бюджетные гранты поддерживали инвестиции в бедные районы, включая распространение технологий, образование и здравоохранение. Для бедных уездов вводился также определенный льготный режим налогообложения.

Благодаря усилиям, предпринятым на втором этапе реформ, численность бедного сельского населения сократилась со 125 миллионов до 80 миллионов, при этом ежегодное сокращение в среднем составило 6,4 миллиона. Доля бедных в общей численности сельского населения сократилась с 14,8 до 8,7%.

Третий перевал

В 1994 году, был принят первый государственный план по снижению уровня нищеты – "Государственный план избавления от бедности 80 млн человек за 7 лет (1994-2000 гг.)". Это была первая программа действий по сокращению бедности, с четкими и определенными целями, задачами, мерами и временными рамками. Многие предложения и меры носили новаторский характер. К примеру, было принято решение начиная с 1994 года ежегодно выделять 1 миллиард юаней для финансирования инфраструктурных проектов с целью привлечения бедного населения к работе. Увеличился объём инвестиций, приняты меры для ускорения строительства автомобильных и железных дорог в бедных уездах и поселках. В бедных районах приоритет отдавался грузовым перевозкам. Большое внимание уделялось развитию водного транспорта. Усилия были направлены также на ускоренную ликвидацию неэлектрофицированных уездов, решение проблемы доступа к питьевой воде для людей и скота, Массовый характер приобрела работа по ликвидации неграмотности, привлечения детей и молодежи к получению начального образования, а взрослых – к профессиональному образованию. Значительно расширилась сеть телефонной и почтовой связи в бедных уездах и деревнях. Открылись новые возможности для технической подготовки и трудоустройства для населения в бедных районах.

Исключительно важным было решение о ежегодном выделении 1 миллиарда юаней льготного кредитования для поддержки прежде всего бедных домохозяйств. Возвращение или частичное возмещение в течении трех лет подоходных налогов для вновь созданных предприятий в "старых, молодых, пограничных и бедных" районах резко оживило экономику депрессивных районов. Большим подспорьем для бедных домохозяйств стало предоставленное им право на использование местных запасов продовольствия. Мощной поддержкой усилиям центрального правительства стало решение о выделении каждой провинцией и округом части средств на развитие экономически слаборазвитых территорий. Созданные Фонды по борьбе с нищетой экономически развитых провинций – Гуандун, Фуцзян, Чжэцзян, Цзянсу, Шаньдун и Ляонин – были сфокусированы на центральных и западных регионах, где бедность являлась самой серьезной проблемой. Государственные коммерческие банки ежегодно выделяли достаточный объём кредитных средств для поддержки проектов в бедных районах.

Борьба с бедностью приобрела в Китае поистине всенародный характер. После Национальной конференции по сокращению масштабов нищеты в 1996 году ежегодное финансирование мер по борьбе с нищетой со стороны центрального правительства увеличилось более чем на 50% в реальном выражении.Были сохранены три канала финансирования, запущенные в 1986 году, а именно: программа субсидированных займов, программа FFWи государственные бюджетные гранты.

В результате, к 2000 году число бедных в сельской местности сократилось с 80 миллионов (1993 год) до 32 миллионов.

Четвертый перевал

Следующим шагом на пути к искоренению бедности стал запуск Правительством Китая Программы оказания помощи бедным сельским районам и их развития (2001-2010 гг.). Изменение облика китайских сёл и превращение их в зажиточные стало главной целью нового этапа борьбы. Были определены 150 000 бедных деревень как в ключевых бедных уездах, так и за их пределами. Ключевые бедные уезды получили преференции в рамках реформы сельскохозяйственного налогообложения и распределения средств на нужды бедности для инфраструктуры и социального развития. Особое внимание уделялось накоплению человеческого капитала и социальному развитию, а в бедных деревнях поощрялись подходы к сокращению бедности, предусматривающие широкое участие населения.

В течение этого периода LGPRD продвигал три основных подхода к борьбе с бедностью: комплексный план развития села; обучение рабочей силы и миграция; промышленное развитие в ключевых бедных уездах для регионального развития и сокращения сельской бедности. Важно, что проекты не навязывались "сверху", а определялись самими сельскими жителями. Признавая важность миграции из сельской местности в города для обеспечения возможностей трудоустройства для бедных, были реализованы новые политические инициативы, помогающие молодым трудящимся мигрировать и находить работу в городах и поселках. Местные органы власти организовывали учебные семинары, спонсировали центры по трудовой миграции и профессиональные школы для помощи мигрантам в поиске работы в прибрежных районах и городах.

LGPRD и Сельскохозяйственный банк Китая (ABC) совместно содействовали промышленному развитию, включая специализированное сельскохозяйственное производство, посредством развития сельскохозяйственных предприятий в бедных уездах. Квалифицированные предприятия, занимающиеся агробизнесом, могли подавать заявки на субсидированные кредиты в местных отделениях Сельскохозяйственного банка Китая, а бедные фермерские хозяйства, специализирующиеся на определенных видах сельскохозяйственной продукции, могли косвенно получать кредиты от этих предприятий. Требовалось, чтобы как минимум 500 бедных домохозяйств пользовались услугами предприятия, получившего субсидированный кредит.

В целом, Программа значительно увеличила потенциал развития местных общин и помогла большому количеству домашних хозяйств благодаря инвестициям в инфраструктуру.

Сельское бедное население сократилось с 32 миллионов в 2000 году до 15 миллионов в 2007 году.

Пятый перевал

Китайская народная мудрость гласит: "Для того, чтобы увидеть дальше, нужно подняться выше". В 2011 году Правительство КНР запустило новую Программу оказания помощи бедным сельским районам и их развития (2011-2020 гг.), которая учитывала особенности, опыт и достижения трёх десятилетий. По результатам пересчета, общая численность сельского бедного населения составила 166 миллионов человек. Основные цели нового плана заключались в том, чтобы вывести все бедное население за черту бедности к 2020 году и еще больше сократить разрыв в социально-экономическом развитии между бедными и не бедными регионами. Для получения государственной помощи были определены 14 бедных регионов, 832 бедных уезда и 128 000 бедных деревень. Чтобы эффективно помогать малоимущим домохозяйствам и отдельным лицам, фокус внимания был сосредоточен на бедных домохозяйствах.

В ноябре 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин представил стратегию "точечного сокращения бедности". Для реализации этой стратегии в 2016 году был запущен специальный пятилетний план сокращения бедности, который включал пять ключевых программам, направленных на поддержку бедных домохозяйств посредством развития сельского хозяйства и промышленности; на расселение 10 миллионов сельских бедняков, проживающих в отдаленных районах и в суровых климатических условиях; помощь бедным домохозяйствам в увеличении доходов с помощью политики экологической компенсации; сокращение бедности путем укрепления образования и усиления мер социального обеспечения.

При реализации программ по сокращению бедности на решающем этапе был сделан упор на развитие партнерских отношений между местными органами власти и всеми заинтересованными сторонами.

Для достижения практических результатов и укрепления потенциала местных общин в 128 000 бедных деревень были направлены опытные управленцы из центральных, провинциальных и районных администраций.

Неправительственные организации, академические учреждения и волонтеры были мобилизованы для мониторинга программ по сокращению бедности.

Концентрация всекитайских усилий на борьбе с нищетой не могла не дать ожидаемого результата. Численность бедного сельского населения сократилась в 10 раз: с 166 миллионов в 2010 году до 16 миллионов в 2018 году. 

Третья часть

 

Восемь надежных опор, обеспечивающих успех борьбы с бедностью

С начала 21 века во всех странах развивающегося мира были приняты программы преодоления бедности. Вопрос в том, были ли достигнуты поставленные цели? Как известно, все архитекторы исходят из того, что возводимые по их проектам сооружения будут самыми прочными и долговечными. Для того, чтобы реальность не расходилась с замыслом, как известно, нужно обеспечить устойчивость конструкции, чтобы каждый из ее элементов сохранял равновесие при любых внешних воздействиях. Устойчивость китайской конструкции по преодолению бедности, на наш взгляд, обеспечили не только глубоко продуманные целевые программы и жёсткий административный контроль над их практической реализацией, но и восемь надежных опор, выстроенных параллельно, которые не дают потерять устойчивость эффективно действующей системе взаимодействия всей сложной конструкции. Рассмотрим их.

Инфраструктура

Опыт борьбы с бедностью в Китае показывает, как важно сосредоточиться на выявлении глубинных причин нищеты и создании условий населению для самостоятельного решения этой сложной задачи. Важно не только вывести население из нищеты, но и предотвратить его повторное обнищание в будущем. Без создания крепкого фундамента устойчивого развития это невозможно. Понимая это, в Китае уделили приоритетное внимание созданию надежной и эффективно действующей инфраструктуры. Водоснабжение, электроснабжение, ирригация, транспортное сообщение, телекоммуникационные системы – вот далеко неполный перечень инфраструктурных проектов, осуществлённых в Китае в рамках борьбы с бедностью.

По оценке Всемирного банка, к 2014 году обеспеченность электроэнергией в Китае достигла 100%. В свою очередь ЮНИСЕФ сообщает, что в Китае охват населения, имеющего доступ к улучшенным источникам питьевой воды, поднялся с 65,5% в 1990 году до 94% в 2017, а доступ к базовой санитарии – до 97% в 2016 году.

На конец 2019 года уровень покрытия китайских сел централизованным водоснабжением достиг 86%.

В тоже время, по данным ООН, до сих пор доступа к чистой воде лишены более 700 млн жителей планеты.

С самого начала реформ особое внимание в Китае также уделялось развитию сети автомобильных дорог. Достижения впечатляют. По данным Национального бюро статистики Китая, в 2018 году протяженность автомобильных дорог составляла 4,85 млн. км. дорог, из них 143 тыс. км. – это скоростные шоссе. Особое внимание уделялось развитию отдалённых бедных регионов, их транспортной взаимосвязанности. Например, протяженность дорог в Тибетском автономном районе в 1998 году составляла 22,5 тыс. км., а к 2017 году увеличилась в четыре раза – до 89,4 тыс. км. К 2008 году дорогами были соединены все уезды высокогорного Тибета. В рамках планов по возрождению села Китай планирует инвестировать 700 млрд. долл. на сельскую инфраструктуру с 2018 по 2022 года.Например, только в провинции Фуцзянь до конца 2020 года решено построить и улучшить свыше 10 тыс. км. сельских дорог.

Целевые программы по преодолению бедности включали в себя и развитие сети современных железных дорог.

К 2020 "стальными рельсами" были соединены все регионы Китая; их протяженность составила 132 тыс. км. (2018 г.) – крупнейшая в мире. При этом, 30 тысяч км. железных дорог – высокоскоростные, что больше чем в Японии и Европе вместе взятых. Не имеющей аналогов на планете стала Цинхай-Тибетская железная дорога, запущенная в эксплуатацию 1 июля 2006 года.

Первая железная дорога, соединяющая Пекин и Лхасу стала не только самой протяженной на нагорье, – 1956 км, – но и самой высокогорной в мире – железнодорожная магистраль проходит на высоте 5072 м. над уровнем моря. Новая железная дорога имеет важное значение для ускорения социально-экономического развития провинции Цинхай и Тибетского автономного района. Строительство железной дороги до Лхасы стало ключевым этапом программы развития Западного Китая, целью которой является ликвидация диспропорции в развитии восточных и западных регионов страны.

Строительство автомобильных и железных дорог "открыли" заоблачный Тибет всему миру и дали мощный импульс развитию внутреннего туризма в регионе. По данным Национального бюро статистики Китая, с 2000 года количество туристов, посетивших Тибетский автономный округ увеличилось с 150 тыс. человек до 476 тыс. человек в 2018 году. Благодаря этому Тибетский регион заработал 247 миллионов долларов. Развитие сети железных дорог в Китае, включая скоростные, будет продолжаться. Правительство Китая планирует построить еще 4 тыс. км. новых железнодорожных путей, включая 2 тыс. км. высокоскоростных железных дорог в 2020 году.

Переселение

Одна из сложных задач, с которой столкнулись в Китае в рамках борьбы с бедностью, стало переселение жителей из особо отдаленных и труднодоступных районов в места со сравнительно благоприятными природными условиями. Эта работа проводилась централизованно, с учётом мнения жителей и не нарушая целостность деревень, что позволяло не разрушать устоявшиеся социальные отношения между сельчанами.

Например, в уезде Ечэн, округ Кашгар, Синьцзян-Уйгурского автономного района, жители некоторых поселений страдали от суровых природных условий и частых стихийных бедствий, а земля была непригодна для сельхозработ. Для улучшения условий жизни, правительство приняло решение переселить свыше 14 тыс. человек из 3 близлежащих деревень на участке, зажатом между высокогорными хребтами Куньлуня с одной стороны и пустыней Такла-Макан с другой. В область переселения в Акташе было инвестировано 840 млн. юаней для сокращения масштабов бедности. За короткий период времени были построены объекты коммунального обслуживания, включая канализацию, электрические сети, дороги, газ, а также детские сады, медицинские центры, центры деятельности сельских жителей и скверы. Аналогичный подход осуществлялся повсеместно.

К концу 2017 года правительством Китая уже были успешно переселены 5,89 млн человек.

Образование

В Китае отдавали себе отчёт в том, что только повышенное внимание к уровню образования населения способно помочь искоренению нищеты, упредить "передачу бедности" от одного поколения к другому. Причем, речь шла исключительно о качественном образовании, так как именно оно создает основу для дальнейшего развития и снижает вероятность повторного обнищания. Китай достиг значительного прогресса в достижении этой цели.

По данным Всемирного банка, в Китае уровень грамотности населения поднялся с 65,5% в 1982 до 96,8% в 2018 году, при среднем мировом значении в 86,3%.

Согласно национальному бюро статистики Китая в 2018 году доля неграмотных людей старше 15 лет составляла 4,94%. В Тибетском Автономном Районе неграмотными остаются 35% населения. Также высок уровень неграмотности в таких регионах как Ганьсу (10,35%), Цинхай (10,24%) и Гуйчжоу (9,93%). В Китае понимают, что отсутствие качественного образования — это проблема, которая может привести к повторному обнищанию населения.

Для решения проблемы доступности школьного образования принимаются решительные меры. Например, в уезде Фупинь (городской округ Баодин, провинция Хэбей) правительство совмещает усилия по борьбе с бедностью и развитием образования. Дополнительно здесь было построено 13 школ в сельских районах и начато сотрудничество со школами провинции Хэбей для улучшения квалификации учителей. Правительство уезда вместе с известными автопроизводителями, основало учебную базу для профессионального образования и трудоустроило 6186 малоимущих молодых людей.

Все больше Китайских юношей и девушек получают высшее образование.

В 2018 году 28,3 млн человек учились на бакалавра, 2,3 млн человек на магистра и 389 тыс. человек – в докторантуре.

Доля китайских студентов, получающих высшее образование, непрерывно растет: с 0,3% в 1990 до 2,6% в 2018 году.

Увеличилось число китайских ВУЗов: с 598 в 1978 году до 2663 в 2018 году, а Университет Цинхуа и Пекинский Университет входят в число самых лучших университетов мира. Значительно увеличилось число китайских студентов, обучающихся за рубежом.

С 1978 года, когда таких студентов было всего 860, число молодых людей, обучающихся за рубежом, выросло к 2018 году до 662 тыс. человек, в 770 раз (!). Получение качественных знаний в китайских университетах стало нормой, а престиж университетских дипломов Китая растет из года в год.

Все более значимую роль в программах получения образования играет Интернет, что особенно важно для жителей труднодоступных районов. В провинции Ганьсу, например, около 1000 школ в которых обучается менее пяти человек. Чтобы обеспечить лучшее образование для этих детей, провинциальные власти в 2017 году запустили экспериментальный образовательный проект в режиме онлайн. Теперь во всех школах в районе установили одинаковое расписание занятий и набрали учителей для проведения онлайн-курсов. Переключая видеопотоки, учителя могут отслеживать и общаться со студентами из разных школ. Прямая трансляция объединила детей в сельской местности.

В настоящее время около 100 миллионов сельских китайских учащихся в начальных и средних школах охватываются национальной спутниковой широкополосной сетью передачи для онлайн-обучения. Около 64 000 школ по всей стране оснащены цифровыми образовательными ресурсами, которые помогают почти 4 миллионам учащихся в отдаленных и бедных регионах получить образование, несмотря на нехватку учителей.

Ведущую роль здесь играет компания Weidong Cloud Education[73], которая является партнёром Министерства образования Китая и ЮНЕСКО. В 2020 году Weidong предоставляет 50 различных образовательных онлайн-программ, которыми пользуются 90% школ Китая, включая учебные заведения самых отдалённых регионов страны. Для тех, кто стремится получить профессиональное образование, предлагается выбор из 3 тысяч дисциплин, которым обучают свыше 8 тысяч квалифицированных преподавателей.

Каждый год онлайн-образование получают 350 тысяч человек из Китая и ещё 16 стран мира.

Здравоохранение

Меры по ликвидации бедности в Китае параллельно сопровождались усилиями по улучшению системы здравоохранения, и они дали свои результаты. Согласно официальной статистике Китая, базовое медицинское страхование в настоящее время покрывает свыше 1,35 миллиарда городских и сельских жителей в Китае. Из года в год растет число госпиталей, учреждений традиционной китайской медицины и специализированных учреждений: с 1978 года их количество увеличилось соответственно с 7,5 тысяч, 447 и 643 до 19,7 тысяч, 3,9 тысяч и 7900 в 2018 году. За аналогичный период выросла и доля практикующих врачей и помощников врачей на 1000 человек: с 1,17 до 2,59, а доля сельских врачей и помощников с 0,76 до 1,82.

С 2015 года правительство поддержало строительство 3438 стандартизированных городских медицинских центров, 14 тыс. сельских медицинских центров. К тому же в самые бедные районы было направлено 14 тыс. врачей. К 2018 году доля деревень с работающими клиниками увеличилась до 94%, по сравнению с 87,4% в 1985 году. Как результат, в сельской местности снизилась смертность среди новорожденных с 3,79% в 1991 году до 0,47% в 2018 г. Коэффициент младенческой смертности на селе также значительно упал: если в 1991 году он составлял 5,8%, то в 2018 году уже 0,73%.

Значительное развитие получили дистанционные медицинские услуги, благодаря которым лучшие врачи и современное лечение стали доступнее для больных из отдалённых и бедных регионов Китая. Расходы на лечение, как правило, покрывает базовая медицинская страховка и страховка от серьёзных болезней.

Для решения всего комплекса многочисленных и разнообразных проблем в области здравоохранения и предоставления качественных медицинских услуг для отдаленных и бедных районов потребуется еще немало усилий, включая внедрение новых технологий, дополнительное финансирование таких областей, как санитария и гигиена, доступ к медицинским услугам и прочее. Однако, достигнутое в этой сфере является важной составляющей в искоренении бедности в Китае.

Финансы

Одним из важных векторов деятельности, направленной на сокращение бедности, стало развитие системы микрокредитования. В декабре 2014 года LGOP, Министерство финансов, Народный банк Китая, Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC) и Комиссия по регулированию страхования Китая (CIRC) совместно выпустили "Руководство по инновациям и развитию микрокредитования для борьбы с бедностью". Был разработан индивидуальный, преференциальный кредитный заем по борьбе с бедностью на сумму менее 50 000 юаней. Заём предоставлялся без гарантии для зарегистрированных бедных в течение трех лет с базовой процентной ставкой.

Все провинции (автономные области и муниципалитеты) опираясь на новые подходы, сумели успешно реализовать дух документа. Наглядным является пример деревни Цяньцю (уезд Наюн, провинция Гуйчжоу), где был создан Фонд развития общины, что повысило доступность микрофинансирования для жителей села. В рамках проекта Фонд предоставил микрофинансовые займы 33 сельским домохозяйствам. Из них 29 домохозяйств использовали кредиты для разведения животных, а остальные 4 использовали кредиты для покупки транспортных средств. Фонд также укрепил потенциал фермеров и способствовал их участию в управлении финансами. Поскольку Фонд не требовал от фермеров предоставления залогового обеспечения, они могли сами определять, как использовать кредит. В результате финансовых и инфраструктурных преобразований, в селе значительно сократилась степень бедности по доходам.

Согласно национальному стандарту, уровень бедности по доходам в деревне Цяньцю снизился с 73,3% до проекта до 11,8% после проекта. Таких примеров – тысячи по всему Китаю.

Предпринимательство

О стремительном развитии частного сектора Китая в период реформ ходят легенды и опубликовано много исследований. Благодаря созданным для частного сектора благоприятным условиям, микро-, малые и средние предприятия с первых дней реформ вносят колоссальный вклад в экономический рост Китая и сокращение масштабов бедности.

Согласно данным, приведенным в Securities Daily, на конец 2017 года в Китае насчитывалось около 28 миллионов юридических лиц, занимающихся малыми и микропредприятиями, а также около 62 миллионов индивидуальных промышленных и коммерческих предприятий.

Малые, средние и микропредприятия составляют более 90% всех субъектов рынка в Китае, более 80% занятых по всей стране, более 70% патентов, более 60% ВВП и более 50% налоговых поступлений.

Комментарии, как говорится, излишни.

Туризм

Туристическая индустрия стала ключевым фактором в ускорении экономического развития и искоренения нищеты, отмечается в докладе, опубликованном World Tourism Alliance и China Tourism Academy. Богатая история, разнообразная культура, волшебная красота природы, большое число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и достопримечательностей, – все это и многое другое делает Китай исключительно привлекательной страной для туристов. Прежде всего для своих.

Внутренний туризм за последние 20 лет превратился в передовую отрасль Китая, которая приносит государству колоссальные доходы: только в 2018 году они составили 882 миллиарда (!) долларов.

Примером "чудесного" превращения заброшенной деревни в очаровательный туристический город является деревня Тяньси, провинция Хунань. В 2014 году 212 из 1415 домашних хозяйств Тяньси испытывали тяжелое финансовое положение, а в начале 2016 года многие потеряли средства к существованию, после того как в провинции запретили вырубку деревьев. На выручку пришёл туризм. На конец июня 2018 года деревню посетило 90 тыс. путешественников, а доход деревенских жителей превзошёл 7 миллионов юаней. К концу 2018 года осталось лишь 10 бедных домохозяйств, не выведенных из нищеты.

Правительство Китая адресно вкладывает деньги в популяризацию "сельского туризма", чтобы беднейшие регионы могли зарабатывать, а их жители — избавляться от нищеты.

В селе Юй (провинция Чжэцзян) во время отпускного сезона не так уж легко забронировать комнату в крестьянском доме — слишком много желающих: в это местечко проложен специальный автобусный маршрут из Шанхая. В наши дни в недавнем прошлом бедная деревня стала крупным туристическим центром. Другой пример – небольшая деревня Атулээр (уезд Чжаоцзюэ Ляншань-Ийский АО, провинция Сычуань), с населением в 500 человек, живущих на вершине утеса.

Единственным способом добраться до деревни до недавнего времени был подъем на 800 метров по плетенным лестницам из ротанга. Жители деревни, несмотря на тяжелые условия проживания, отказались от переселения, и местное правительство потратило 1 миллион юаней (145 тыс. долларов США) на постройку стальной лестницы с перилами, которая сократила время в пути до ближайшего города с трех часов до одного. Далее, China Telecom инвестировала 1,5 миллиона юаней для предоставления услуг сотовой связи и интернета сельским жителям. С тех пор лестница стала одной из главных достопримечательностей провинции Сычуань: чтобы увидеть её, в деревню прибывают туристы со всей страны и из за рубежа. Некоторые даже пытаются подняться по ней. Для туристов в деревне появились отели с вай-фаем и горячей водой.

Уже в 2015 году инвестиции в туристическую отрасль Китая достигли рекордной отметки в 1 триллион юаней. Работа по борьбе с бедностью в сфере туризма также получила помощь от международных организаций. В 2008 году Всемирный банк инвестировал 52 миллиона долларов в шесть городов Ганьсу, чтобы помочь в развитии достопримечательностей, включая Великую стену на перевале Цзяюйгуань; Гору Майдзи с гротами и росписью стен; Яданский национальный геологический парк.

По данным Министерства культуры и туризма Китая, общий вклад туризма в ВВП Китая в 2018 году составил 9,94 триллиона юаней (1,4 триллиона долларов США), что составляет 11,04% от его общего ВВП. Сектор туризма также создал около 80 млн. рабочих мест, что составляет 10,29% от общей численности занятого населения в Китае.

Интернет

В Китае из года в год расширяется доступ населения к интернету, включая самые отдаленные и бедные районы.

Согласно статистике South China Morning Post в 2019 году в Китае 61% процентов населения (854 млн. человек) являются интернет-пользователями, при этом 225 млн из них – сельское население. 58% от всего населения (817 млн. человек) пользуются мобильным интернетом. [90] По данным технологического портала ZDNet, в 2019 году в Китае 86% (!) населения пользовались онлайн-кошельками.

Фермер Ху Гуйчжи из провинции Хэнань, приобретя свой первый в жизни смартфон, сразу же освоил новый навык: онлайн-платежи. "Теперь я делаю покупки в Интернете и оплачиваю счета за коммунальные услуги одним касанием!" – сказал 55-летний фермер, для газеты South China Morning Post.

В отличие от городских китайцев, для которых интернет стал неотъемлемой частью жизни, большинство сельских жителей страны остались на обочине интернет революции. Сложившееся положение было исправлено в 2015 году, когда Госсовет КНР принял решение до 2020 года инвестировать 22 миллиарда долларов в проекты обеспечения сельских районов Интернетом. Аналогичная инициатива была выдвинута в 2018 году для беднейших общин Китая. Положительные результаты видны уже сейчас.

Число сельских жителей с широкополосным доступом в Интернет увеличилось почти в четыре раза: с 25 миллионов в 2010 году до более 93 миллионов в 2017 году.

Интернет напрямую связывает жителей отдаленных поселений с остальным миром, предоставляя им доступ к ресурсам внешнего мира, позволяет взаимодействовать с этим миром и в тоже время "открывает" эти деревни для остальных. Например, деревня Гайбао (уезд Липин, провинция Гуйчжоу) на юго-западе Китая, стала популярной среди туристов, после того, как видео с живописным природным ландшафтом и самобытной народной культурой деревни стали распространяться на видеоплатформах. Деревня начала активно зарабатывать на туристическом буме.

"Виртуальное шоссе" с двусторонним движением работает в Китае очень эффективно. С помощью интернета, продукты из отдаленных деревень попадают на виртуальные полки магазинов по всей стране. Одним из примеров такого взаимодействия является уезд Инань, расположенный во внутренних районах гор Имэн в провинции Шаньдун на востоке Китая. Уезд испытывал трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, поскольку не имел доступа к информации. Положение изменилось, как только уезд подключился к всемирной паутине и стал соединять фермеров с компаниями-производителями и платформами электронной торговли.

К борьбе с нищетой подключены и интернет-компании, которые активно сотрудничают с администрациями разных уровней. Например, Alibaba преобразовывает обычные села в деревни Таобао, позволяя жителям, некогда покинувшим родные места в поисках работы, вернуться и строить местную экономику.

С декабря 2017 года по июнь 2019 года продажи продукции и продуктов из бедных уездов на платформах Alibaba превысили 110 млрд юаней (около 15,49 млрд долларов США), свидетельствуют данные исследовательского института Alibaba.

В этом году компания инициировала проект Taobao Village Live – платформу для потокового вещания, которая позволяет фермерам рекламировать свою продукцию в Интернете. Ожидается, что это может дополнительно принести свыше 3 млрд юаней в 2020 году.

В то время как электронная торговля более развита в городских районах, розничные продажи в Интернете в сельских районах росли быстрее, чем в среднем по стране.

С 2014 по 2017 год объем розничных онлайн-продаж в сельских районах Китая вырос с 180 млрд юаней до 1,24 трлн, что составляет совокупный годовой рост в 91% по сравнению с 35% в национальном масштабе.

Китайская онлайн платформа доставки еды Meituan Dianping также сотрудничает с властями для помощи в преодолении бедности. Например, в Шигадзе, в Тибетском автономном районе, Meituan использовала свою платформу для работы с местными органами власти, фермерами, поставщиками продукции и ресторанами, покупая высокогорный ячмень с плато, а затем превращая его в продукты питания и продвигая их в Интернете. В Тибетском автономном районе Китая высокогорный ячмень является основным продуктом и источником дохода для местного населения. В настоящее время его подают в некоторых популярных ресторанах в крупных городах, таких как Пекин и Шанхай. Проект охватывает продукцию из бедных регионов Тибета, Синьцзян-Уйгурского автономного района и провинции Юньнань.

Большинство бедных регионов Китая находятся в отдаленных и труднодоступных местах. Интернет помогает преодолеть географические барьеры, дает возможность людям получить образование, открыть свой бизнес и наладить связь с внешним миром. Главное, Интернет помогает расширить сферу охвата кампании по борьбе с бедностью и ускорить усилия по искоренению абсолютной бедности до конца 2020 года.

Подходы разные, цель одна: положить конец бедности

"Владеющий конём даёт его другим объездить". Эти слова принадлежат Конфуцию. Они подразумевают желание делиться имеющимся богатством – знаниями и опытом – со своими друзьями и теми, кто стремится к этому. Бедность – это комплексное явление, вызванное многими факторами. В каждой стране свои подходы к решению этой проблемы, учитывающие национальные особенности. Китай с населением 1,4 млрд человек шёл своим путём к успеху, на ходу преодолевая препятствия и решая возникающие сложные задачи. Главное, за истёкший период Китай, проявив большую политическую волю и решимость, ни разу не пересмотрел своих планов, не свернул с пути и не сбавил темпа реформ. Мир мог бы извлечь большую пользу для спасения более 600 миллионов человек от нищеты, воспользовавшись огромным опытом Китая, который готов поделиться им со всеми заинтересованными странами.

Бедность является неизбежным явлением несбалансированного регионального развития. Искоренение нищеты во всех ее формах является сложной задачей, стоящей перед развивающимися странами во всем мире. В настоящее время Китай находится на решающей стадии борьбы с бедностью, которая не останавливается несмотря на эпидемию коронавируса, неожиданно охватившую Китай. "Борьба с бедностью и борьба с эпидемией являются ключевыми политическими задачами, требующими равного внимания." – отмечается в циркуляре Руководящей группы Госсовета КНР по оказанию помощи в развитии бедных районов.

Прогресс, достигнутый Китаем в борьбе с нищетой, действительно впечатляет, но власти КНР не намерены останавливаться на достигнутом с тем, чтобы не допустить "возвращения" нищеты. Инициатива Пояс и Путь в том числе нацелена на решение этой сложной задачи. До конца 2020 года правительство Китая полно решимости распрощаться с бедностью. Навсегда. -о-

 

Рашид Алимов – доктор политических наук, почетный профессор Института Тайхэ, Генеральный секретарь ШОС (2016-2018 гг.)

 


Рейтинг публикации:

Нравится2



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map