В 2019 году россияне массового понесли накопления на фондовый рынок — биржи зафиксировали рекордный приток частных инвесторов с небольшими суммами. Эксперты беспокоятся, что новички по неопытности получат убытки и спровоцируют панику на рынке. Власти в свою очередь намерены ввести ограничения для желающих приобрести ценные бумаги.
Почему россияне массово понесли деньги на биржу
Новые счета на Московской бирже (там торгуются акции российских компаний) в течение 2019 года открыли 1,9 млн россиян. Благодаря этому число клиентов основанной 28 лет назад биржи удвоилось.
Ажиотаж продолжился и в 2020 году: к середине января число ежедневно совершающих сделки впервые превысило 100 тыс. человек, отчитались в Мосбирже.
Санкт-Петербургская биржа (специализируется на торгах акциями иностранных компаний) и вовсе зафиксировала трехкратный прирост счетов — с 910 000 до 3,06 млн шт.
Стоимость чистых активов граждан на фондовом рынке по итогам 2019 года составила более 3,2 трлн рублей против 2 трлн рублей годом ранее, выяснили в Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).
Активно шли на фондовый рынок люди с относительно небольшими суммами. Так, доля инвесторов с суммой счета от 50 тыс. до 100 тыс. руб. выросла вдвое.
«Впервые в новейшей российской истории широкие слои населения входят в эффективные активы», — отметил в разговоре с eurasianet.org ведущий аналитик инвесткомпании QBF Олег Богданов.
К взрывному росту интереса граждан к инвестициям привели сразу несколько факторов.
Падение ставок по депозитам. С начала 2019 года Центробанк шесть раз снижал ключевую ставку, из-за чего проценты по вкладам упали с 6-7% до 4-5%.
Доходность. В 2019 году российский фондовый рынок был одним из самых прибыльных среди развивающихся стран: рублевый индекс Московской биржи вырос за год на 29%, а долларовый РТС — на 45%.
Цифровизация. Банковские и небанковские брокеры запустили мобильные приложения для частных инвесторов. Открыть счет и управлять им стало намного проще.
Государственные стимулы. Владельцы индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) могут рассчитывать на налоговый вычет в 13% (но не более 52 тыс. рублей в год). За последние два года количесто ИИС выросло в 8 раз и составляет почти 40% от общего числа счетов частных инвесторов.
К каким последствиям это может привести
В целом эксперты позитивно оценивают всплеск интереса россиян к акциям и облигациям.
«Приток новых инвесторов — выгодное событие для всех игроков рынка, — считает начальник управления развития банковских продуктов и проектов банка „Фридом Финанс" Мурад Шихмагомедов. — Брокеры зарабатывают, биржа повышает свою роль в качестве одного из институтов рыночной экономики, а для компаний это „открытие" нового источника финансирования. Развитый фондовый рынок — это также стимул внедрять более прозрачные механизмы корпоративного управления: многие публичные компании привязывают KPI высшего руководства к биржевым индикаторам».
Однако массовый приход неопытных инвесторов чреват и рисками. В СМИ периодически появляются сообщения о масштабных потерях частными лицами денег.
Еще один из рисков — возможный пузырь на рынке высокодоходных облигаций (ВДО). Дело в том, что на биржу активнее пошел малый и средний бизнес, для которого выпуск ценных бумаг стал альтернативой кредитованию. Доходность их облигаций составляет порядка 14-15%. Замдиректора Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Павел Самиев ожидает бума дефолтов по подобным обязательствам.
«Российский промышленный индекс деловой активности в промышленном секторе опустился до минимальных с 2009 года значений. Иными словами, бизнес чувствует себя не очень, выручка сокращается, людей увольняют. Почему? Потому что мы имеем дело с затухающим спросом, который отражается на всех без исключения сегментах малого и среднего предпринимательства. И на этом фоне мы видим растущий спрос на ВДО, причем в основном со стороны физических лиц, — рассуждает Самиев. — Нет оснований надеяться на то, что при ухудшении экономической конъюнктуры не произойдет обвал».
Из-за низкой финансовой грамотности часть клиентов обратятся к активам с большим уровнем риска и понесут убытки, согласен Олег Богданов.
О другой проблеме предупреждает исполнительный директор «ВТБ капитал инвестиций» Владимир Потапов. Как пишет с его слов деловое издание «Ведомости», «в случае возникновения страхов на рынке розничные инвесторы могут стать фактором дополнительных и весьма существенных колебаний».
Розничные инвесторы — самые большие паникеры, подтверждает доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Теймураз Вашакмадзе.
«Но неопытные инвесторы не сильно влияют на рынок, потому что у них чеки не очень большие», — добавляет он.
«Негативные последствия могут выразиться в надувании спекулятивных пузырей, а также в массовом недовольстве начинающих инвесторов, когда они зафиксируют свои первые убытки», — резюмирует Мурад Шихмагомедов.
Как хотят изменить правила игры для инвесторов
Быстрый рост рынка действительно создает «определенные риски», признала в интервью «Интерфаксу» председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Чтобы их минимизировать, регулятор разработал проект закона о квалифицированных и неквалифицированных инвесторах. Он ужесточит требования к начинающим.
В первоначальной версии документа предполагалось, что новички смогут вкладывать в иностранные акции и другие рискованные активы не более 50 000 рублей в год. После критики со стороны участников рынка от такого ограничения отказались. Вместо этого Центробанк предлагает ввести тестирование для тех, кто хочет вложиться в рискованные активы. Набиуллина настаивает на том, чтобы законопроект поскорее приняли в том или виде, чтобы дальше «можно настраивать эту систему по мере наработки опыта».
Опрошенные Eurasianet.org эксперты разошлись в оценках того, насколько целесообразны такие ограничения.
Теймураз Вашакмадзе из РАНХиГС считает их правильными и отмечает, что подобные меры действуют во многих странах.
Мурад Шихмагомедов из «Фридом Финанс» говорит, что инициатива Банка России неоднозначна.
«Это может казаться попыткой контролировать субъекты, выходящие за круг компетенции Центробанка, — рассуждает он. — Физических лиц ограничивают в дееспособности несмотря на то, что все начинающие инвесторы совершеннолетние граждане. Они уже могут зарабатывать какие-то средства, накапливать сбережения и распоряжаться ими по своему усмотрению».
С ним солидарен Олег Богданов из QBF: «Ограничения могут существенно перегрузить инвестиционный процесс. С моей точки зрения, у запретительной политики слишком серьезные недостатки».
Что будет дальше
Никто из собеседников Eurasianet.org не сомневается, что приток россиян на фондовый рынок продолжится. И даже падение котировок ценных бумаг на фоне коронавируса этот процесс едва ли остановит.
В последнюю неделю февраля индекс Мосбиржи упал на 10,3%, а долларовый индекс РТС — на 14,8%. Однако март начался с восстановления котировок.
Центробанк объявил, что намерен и дальше снижать ключевую ставку. Это значит, что доходность депозитов будет еще ниже. Это подтолкнет вкладчиков искать альтернативу, считает Мурад Шихмагомедов. Об этом же говорит Теймураз Вашакмадзе, и добавляет, что рынок недвижимости тоже не привлекателен для инвесторов, так как он не растет.
Колебание на рынке ценных бумаг из-за коронавируса может на время отбить аппетит у инвесторов к российским акциям и облигациям, рассуждает Олег Богданов.
«Но я не думаю, что стоит ожидать серьезных последствий, — говорит он. — Тем более именно в моменты снижения выгодно приобретать дешевые качественные активы, которые впоследствии могут вырасти в цене».
«Я думаю, что рынок напугает неподготовленных инвесторов, которые не привыкли к тому, что он может падать на 5-10%, и будет определенная остановка, — говорит Вашакмадзе. — Но если эффект коронавируса не будет глобальным и коррекция не превысит 20%, а падение рынка восстановится в течение следующего квартала или полугода, то приток инвесторов продолжится».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.