Германские банки в последние годы стали одними из основных кредиторов в Европе.
Денис Барабанов, начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал»
Что еще опаснее, среди них - германские земельные банки (которые находятся в собственности государства). Такая ситуация сильно повысила кредитные риски в Европе. Эти банки относительно невелики, поэтому им будет трудно соответствовать новым Базельским стандартам. Что это значит? Для их рекапитализации бюджету придется пойти на дополнительные траты, так как трудно ждать, что банки смогут существенно повысить размер своих активов за несколько лет.
В общем, введение новых требований по размеру капитала может ослабить германский банковский сектор в среднесрочном периоде. Проблема в том, что земельные банки активно кредитовали зарубежный нефинансовый сектор, пик был достигнут осенью 2008 года.
Еще одна трудность для германских банков – высокий уровень сбережений населения. Соответственно, банкам некому давать кредиты, что вынуждает их искать заемщиков за рубежом. Если в 90-х годах прошлого века земельные банки выдавали иностранным заемщикам примерно 17% объема всех кредитов, то сейчас – уже более 30%, что приравнивает их к коммерческим банкам. В итоге земельные банки стали главными кредиторами иностранных заемщиков в Еврозоне – почти 50% от всех кредитов, выданных иностранным вкладчикам в регионе.
На графике ниже приведены данные по зарубежному кредитованию земельными банками, в % от общей суммы выданных кредитов.
Источник: Bundesbank
Это не страшно – если бы состояние экономики Еврозоны было здоровым. Однако пузыри на рынке жилья, на рынке строительства, преддефолтное состояние некоторых периферийных стран региона, низкая конкурентоспособность некоторых стран – все это привело к критическому состоянию европейского банковского сектора. Европейские банки слишком сильно «завязаны» на свой регион. В зоне риска - страны PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания). Участие германских банков в кредитном рынке Португалии и Греции относительно невелико, поэтому они не понесли серьезных потерь (и поэтому Германия не торопилась с выделением помощи). Чего не скажешь об Ирландии – например, летом германские банки выделили ирландским кредит объемом около 40 млрд. евро. Общий объем кредитов, выданных германскими банками странам PIIGS, превышает 500 млрд. евро. Примерно столько же – выдали французские банки. Понижения кредитного рейтинга, рост доходности госбондов Ирландии – все это создает трудности ирландским компаниям в вопросе рефинансирования своих долгов.
И, разумеется, трудности для германских земельных банков, у которых низкая диверсификация по портфелям. Риск списаний по ирландским долгам довольно высок, несмотря на создание европейского стабфонда, который призван предотвратить государственный дефолт (в том числе, Ирландии). Германия, наряду с Францией, главный «спасатель» в Еврозоне, поэтому германские банки, безусловно, понесут потери, связанные с «токсичными» активами. Это отразится как на бюджете, так и на бизнесе банковского сектора.
Сейчас дефицит бюджета Германии совершенно не беспокоит участников рынка. Однако что будет в следующем году? Что будет через 2-3 года? Если ожидаемого сокращения не произойдет, то это обострит долговые проблемы Европы. Понятно, что периферийные экономики смогут добиться каких-либо результатов по сокращению дефицита бюджета лишь через несколько лет. А значит, ближайшие один-два года несут наибольшие риски. Повторение ситуации 2010 года – вполне возможно. Источник: bankir.ru.
Рейтинг публикации:
|