Интересная заметка с анализом состояния отечественной промышленности. В деталях можно и нужно спорить, но главное подмечено верно: к сожалению, производство комплектующих и инструментов все больше уходит в КНР. Причины понятны - не лучшая эконом. конъюнктура для промышленности в России, не лучшая ее конфигурация но особенно, и прежде всего - рынок все же узковат. 150 млн потенциальных потребителей, и даже 184 - с учетом ЕАЭС - это мало в качестве базы для полноценной промышленности, которая стоит дорого.
И вот тут как раз и становится ясно, почему за эконом. партнеров надо бороться, а их включение в свою эконом орбиту - задача первостепенной важности.
Рынок нужен миллионов на 250 хотя бы, а лучше на 300. Тогда будет откуда и куда расти, разумеется, при соответствующем обеспечении процесса в части протекционизма и сопутствующих мер.
____________________________________________
Год был очень сложным и насыщенным. Было много проблем, в первую очередь связанных с развитием предприятия. Когда падаешь или угасаешь, можно сокращать людей, снимать издержки, отказаться от ненужных трат или просто экономить на всем. Когда растешь, все с точностью наоборот, абсолютно все вопросы превращаются в решение узких мест. Скорое внедрение новой техники дало о себе знать, посыпались рекламации и нарекания. Рост объема заказов заставил набирать любые кадры, "на ходу научим". Не получилось. Количество сегодня не переходит в качество, если один из десяти подходит и остается, можно считать работу кадровой службы удачной. Удачно сложилось (если можно так выразиться), что соседние три предприятия окончательно легли на бок, оттуда пришли пожилые люди 55-70 лет, которые понимают, что такое производство. С молодежью все плохо, крайне мало, катастрофически мало. Если сегодня говорить о будущем предприятия через 10 лет, то его нет. Выход в кооперации, либо массовой закупке новых станков в Европе, Японии, США. Первое в России - один сплошной риск, второе невозможно без государственной поддержки. К сожалению, в России господдержка работает только для тех, кого она обогащает лично. Для тех, кто реально занимаются развитием производства, в лучшем случае краевые/областные программы по снижению % по кредитам. Мы в этом году подали заявку на получение 75 млн рублей для закупки дробеметной камеры и зубофрезерного станка. На 7 лет, под 5% годовых. То есть нам банки дают эти деньги под 10-12% годовых, но при помощи краевых программ можно снизить этот процент до 5. Объявили 2-3%, но когда получили документы и изучили все нюансы, получили на выходе 5. Я бы никогда не брал под такой % на семь лет, но выхода нет, существующая дробеметная камера 60-х годов может остановить работу всего завода. Если одобрят, то в 2020 году установим новое оборудование, которое не только даст уверенность в завтрашнем дне, но и сократит расход электричества в три раза, а также не надо будет постоянно отвлекать двух слесарей для ремонта турбин и всего остального.
На протяжении многих лет покупали кирпич на заводе, который находится в 80 км от Армавира. В 2019 году он остановился. Сначала говорили, что у них плановый отпуск, потом сказали, что новое оборудование не могут запустить, через полгода признались, что они все, окончательно встали.
На протяжении 80 лет покупали электроды в Челябинске. Цены в один день подняли в три раза. Пришлось делать запас по очень высокой цене, чтобы не остановить литейное производство и срочно искать поставщиков в Китае. Нашли, в течение года перешли. Но меня удивило даже не то, что цены ниже, а то, что качество графитированных электродов в Китае намного лучше того, на чем мы работали столько лет. Китай на месте не стоит, то, что вчера они делали не очень, сегодня уже хорошо, а послезавтра будут делать лучше. Это нормально для любых предприятий, которые развиваются и которые получают поддержу государства для выхода на иностранные рынки.
Постепенно вся комплектация на заводе вытесняется китайской продукцией. Сварочная проволока, подшипники, слесарный инструмент (Китай/Тайвань/Корея), мерительный инструмент, режущий инструмент. Элементная база вся импортная, даже если имеет российское название. Из российского запомнил только металл, оборудование для сортировки стружки "Эрга" и производственную мебель "Диком". И электродвигатели для своей продукции пока еще покупаем российские. Хотя в последних поставках очень удивился шрифту на табличках (кто занимается производством, те поймут мои опасения).
Побывал в 2019 году на двух совещаниях властей по промышленности, одном краевом и втором федеральном. Стоит ли говорить, что 98% присутствующих на этих совещаниях чиновники? Губернатор очень удивился тому, что я сказал. В Москве вообще выслушали молча, посчитали меня паникером и далеким от производства. У них все хорошо, 12 тысяч новых производств и средняя зарплата рабочего 62 тысячи рублей.
С каждым годом увеличивается объем денег на ветер, которые из нас выбивает родное правительство своими инициативами. Совершенно бездумными. У меня складывается ощущение, что думать системно в Москве уже разучились. Кто пришел в Госдуму или правительство из своей области, тот и тянет законы и поправки под свой бизнес. Естественно укрепляя свои монопольные условия.
Из хорошего за год - победили в суде с нашим местным Межрегионгазом, нам вернули 5 млн рублей за то, что якобы наш счетчик неправильно показывал данные из-за окончания срока эксплуатации, но при этом он был ими самими поверен до 2021 года. Вдумайтесь, привезли акт и через неделю списали 5 млн со счета. Нет, мы заплатили сами, потому что иначе отключат газ. 5 млн и потом доказывай, что ты был прав! А почему никто не думает, что такие шаги могут выбить из колеи финансовую стабильность всего завода? Ни организации с численностью 700 человек, ни ИП, никто не защищен в таких случаях, монополии действуют крайне цинично и безоглядно. Но если послушать наших чиновников, то промышленность больше заботит внедрение цифровых решений и % ЦБ. Да, каждое совещание с этого и начинается, на всех предприятиях России.
О плохом не хочется писать. Его так много, что даже не успеваешь толком радоваться хорошему. А хорошего в жизни завода в 2019 году было много. Достроили новое здание для техотдела, запустили многие станки из СССР, которые купили до этого. Наконец-то приступили к замене всех подземных коммуникаций, из-за высокой стоимости всего проекта решили растянуть на 2-3 года и делать участками. На завод приехали специалисты из разных уголков страны, усилили руководящий состав предприятия. Не знаю как это объяснить, но завод стал ощутимее крепче. Надежнее, поворотливее, оснащеннее. На складе металла стало больше, что важно при переходе из месяца в месяц, режущего инструмента стало с небольшим запасом, склад полуфабрикатов наполняется постепенно. Это все такие нюансы, по которым можно судить о состоянии предприятия. Наконец-то нашли поставщика кокилей в Германии, потратились основательно, но параллельно занимаемся тем, чтобы в будущем самим проектировать и производить, иначе разоримся.
Запустили систему регенерации, которая должна не только улучшить качество формовочной смеси в литейном производстве, но и кардинально сократить расходы на кварцевый песок. Это очень большое событие, мы ее из-за высокой цены практически всю сами делали по итальянским чертежам. Пока система еще не работает как надо, но в 2020 году уже окончательно настроим ее, доведем до ума.
Отдельно хотелось бы написать про сельхозтехнику и трактор. Сельхозтехника - настоящее, трактор - будущее. Форсировать разработку экскаватора-погрузчика никто не будет, деньги с неба не падают, а завод может надорваться в таком случае. И это даже без подготовки производства. В последнее время много обращений было по трактору, но почти все от умников, которые думают, что завод на это получил 160 млрд и они переживают, что опоздают к дележу пирога. Нет, даже колеса за 140 тысяч оплатил только в этом году, хотя счет лежал с 2018 года. СССР всей страной создавал тракторные заводы, которые сегодня все умерли, а тут маленький завод в одиночку тянется, это не так легко как может показаться даже с учетом закупки мостов, трансмиссии и двигателя. Это целая отрасль - тракторостроение, к ней надо подойти подготовленными и завод много всего делает, чтобы по цене трактор был конкуреноспособным. В будущем.
А вот настоящее это сельхозтехника. Кстати, многие технологические решения, которые сегодня приобретаются, в будущем позволят легко делать узлы и агрегаты самоходной строительной техники.
На выставке Агритехника 2019 в Германии увидели все лучшее, что сегодня производят мировые лидеры в области почвообработки. Четыре инженера-конструктора своими глазами за всем наблюдали и изучали. Ничего сверхестественного нет, все можем делать сами, но проблема в том, что в России нет рабочих органов. Все закупается за границей. По сути мы варим рамы, а начинка вся импортная. Начали делать сами диски для борон, но металл в закупке для изготовления одного диска стоит 1150 рублей, а из Китая/Индии уже готовый диск с доставкой 900 рублей. Тут уже вопрос не к производителям, тут вопрос ко всей экономической модели государства в целом. Производство в России выгодно, пока не сталкивается с реальной конкуренцией. Мы можем конкурировать по цене только между собой, если конечно это не госкорпорации, которые могут производить по 1000 рублей, а продавать по 100 рублей, им потом разницу бюджет компенсирует. Но когда мы сталкиваемся к китайскими, турецкими, тайваньскими компаниями, там мы совершенно не выдерживаем конкурентной борьбы. Тут все банально - энерготарифы, налоги, цены на металл, отсутствие комплектации в России. Мы комплектуем тем же, чем и они, но при этом у нас закупка дороже. А своего нет.
В 2020 году на заводе будет очень много событий. Будем запускать первый в истории завода японский станок Mazak с роботом, будем запускать новый термопластавтомат Fanuc, который заменит три наших тираспольских ТПА, будем менять подземные коммуникации и старые силовые кабели, чтобы в один момент на всем заводе не погас свет. Будем запускать кокили для литья алюминия, будем осваивать новую технику и дорабатывать старую, будем жить самой обычной жизнью машиностроительного завода, изо дня в день.
Всем удачи в 2020 году!
(c) Яковлев В.В.
Рейтинг публикации:
|