Ещё один удар по «трансатлантической солидарности»
Действующий президент США Дональд Трамп, которому через десять с небольшим месяцев предстоит переизбираться, подписав 21 декабря закон об американском военном бюджете на 2020 финансовый год (National Defense Authorization Act, NDAA), скрепил своей подписью новые экономические санкции против России и одновременно – против европейских компаний, сотрудничающих с Россией в строительстве трубопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».
Сенаторы-республиканцы Тед Круз и Рон Джонсон, которые принадлежат к числу главных лоббистов интересов Koch Industries (корпорация входит в первую тройку крупнейших политических спонсоров Америки), за три дня до подписания Трампом указанного закона направили компании Allseas, укладывающей в Северном море трубы российско-германского газопровода, официальное письмо. Они пригрозили европейской компании «сокрушительными и потенциально фатальными правовыми и экономическими санкциями», демонстрируя при этом образцовое американское лицемерие: удар по немецкому бизнесу поименован ими, как и в подписанном Трампом законе (раздел 7503), «защитой энергетической безопасности Европы».
Заметим, что Koch Industries – один из крупнейших сырьевых трейдеров мира с интересами в том числе в сфере торговли СПГ (например, Кох поставляет сжиженный природный газ в Литву).
Единственный владелец зарегистрированной в Швейцарии компании-трубоукладчика Allseas Grou Эдвард Хеерема, получив письмо из Америки, поднял руки вверх ещё до того, как Трамп поставил свою подпись под NDAA – работы на газопроводе, который должен соединить Россию и Германию, остановлены. В течение 60 дней после подписания Трампом нового закона Госдепартамент США составит список компаний, которых коснутся санкции и у которых будет 30 дней, чтобы завершить своё участие в проекте «Северный поток – 2». Основные убытки понесут Allseas и итальянская Saipem (дочерняя компания корпорации ENI); под санкции попали также представители и компании Германии, Франции, Австрии, Швеции Финляндии и Нидерландов.
«Целясь в Россию, Америка ударила по союзникам в Европе. И самый сильный удар направлен на Германию», – пишет Фонд стратегической культуры в статье «Американские игры вокруг «Северного потока – 2», или Когда лопнет терпение немцев?».
Однако немцев, это можно сказать уверенно, пример Эдварда Хеерема, сорвавшего под угрозой американских санкций контракт с «Газпромом», не увлечёт. В «битве за Европу» между американским СПГ и российским трубопроводным газом немцы – на стороне России, а не Америки. Идеологии тут никакой – просто Германии есть за что бороться с англосаксами. По данным агентства Bloomberg, приводившимся в январе 2019 года, безубыточная цена поставок американского СПГ в Европу составляет $ 213- 266, в то время как газ от «Газпрома» стоит $125 - 142.
Посол США в Берлине Ричард Гренелл может рассказывать и дальше, что он «почти весь день слышит от европейских дипломатов благодарность за то, что «мы [американцы] приняли эти меры», но цена его словам невелика. В июне 2018 года, едва приехав в Берлин, американец высказался о Германии так, что лидер фракции Левой партии в бундестаге Сара Вагенкнехт заявила: «Те, кто полагают, подобно американскому послу, что могут, как хозяин имения, решать, кто управляет в Европе, не могут служить в Германии дипломатами. Если правительство всерьёз считает, что суверенитет у нашей страны имеется, оно должно… немедленно его выдворить». Серьёзно прозвучало тогда и предупреждение Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Правительство Трампа держит Германию под прицелом, и Гренелл играет роль нападающего. Однако как бы ему не переусердствовать».
Как отмечено в «Комментарии Департамента информации и печати МИД России в связи с санкциями США против трубопроводов» (21.12.2019), из Вашингтона требуют от Германии «безропотно финансировать энергетическую отрасль США, забыв про собственные экономические интересы». То есть посланец Трампа на немецкой земле, уверяющий, что европейские дипломаты за это благодарят, уже переусердствовал.
Если говорить о сути дела, акция Вашингтона, хотя и замедлит ввод в строй российско-германского газопровода, завершению проекта не помешает. Фраза из комментария МИД РФ: «Россия реализовывала и продолжит реализовывать свои экономические проекты независимо от чьих-либо санкций» отражает позицию не только Смоленской площади, но и Кремля. В той или иной форме это станет и позицией Берлина. Внутриполитическая борьба в Германии по поводу беззастенчивого американского диктата принимает новый вид, и сложнее всех в такой борьбе придётся Ангеле Меркель с её традиционной ориентацией на атлантизм.
Существенно и другое.
Трамп в силу своей предыдущей предпринимательской карьеры – коммерсант, а не политик. Выгодно продать европейцам СПГ американских нефтегазовых корпораций, вытеснив с европейского рынка гораздо более дешёвый российский трубопроводный газ, для Трампа важнее миражей «трансатлантической солидарности». В этом он реалист. Однако ему, возможно, не хватает расчётливости за пределами реализма. Подписав National Defense Authorization Act с разделом о санкциях против европейских компаний, он вольно или невольно дал сильный (уже не первый!) толчок к крупнейшему геополитическому сдвигу в Старом Свете со времён окончания Второй мировой войны.
После слов Макрона о «смерти мозга» НАТО, после провала декабрьского саммита НАТО в Лондоне Трамп нанёс ещё один удар по «трансатлантической солидарности». В будущем году мы посмотрим, поможет ли это в борьбе за переизбрание на пост президента США. Ведь борьба будет беспрецедентно жестокой – похлеще схватки Дональда Трампа с Хиллари Клинтон в 2016 году.
А для крупнейшего поставщика газа в Европу и Турцию «Газпрома» здесь урок: когда в мире полно таких друзей, как «друг Дональд», лучше работать на своих судах-трубоукладчиках, чем рассчитывать на контракт с каким-нибудь Эдвардом Хеерема…
Источник
Рейтинг публикации:
|