В государственном бюджете на 2020 год, который Верховная Рада приняла во втором чтении, объем выплат по государственному долгу оценивается в 423,6 млрд гривен ($15,4 млрд). Из них: 282,1 млрд грн ($10,3 млрд) уйдет на погашение основной суммы и 141,5 млрд грн ($5,1 млрд) — на выплату процентов.
По данным НБУ на сентябрь текущего года, в 2020 году правительство, центральный банк, предприятия и банки должны выплатить $15,877 млрд, из которых $12,095 млрд — основная сумма долга, $3,781 млрд- проценты.

Долговая яма Украины. Сколько, кому и есть ли деньги


Как видно из календаря плановых платежей по внешней задолженности, пиковые выплаты приходятся на первый и третий квартал 2020 года.
Согласно макроэкономическому прогнозу «Альфа-Банка», Украине в следующем году предстоит оплатить по государственному долгу в иностранной валюте около $9 млрд с учетом процентных платежей. Эти выплаты включают $3,7 млрд по суверенным еврооблигациям, $2,8 млрд по облигациям внутреннего государственного займа в иностранной валюте и $1,4 млрд платежей в адрес Международного валютного фонда.

Денег хватит до весны

Как признался заместитель министра экономики Сергей Николайчук, правительство аккумулировало достаточно средств для того, чтобы рассчитаться со всеми обязательствами до весны 2020 года.
«Выплаты были высокими в этом году. Такими же они останутся в 2020 и 2021 годах. Эти периоды являются пиковыми в вопросе выплат по внешним долгам. Но, как видим, этот год Украина прошла без проблем и сейчас есть ресурсы для погашения обязательств до весны», — сообщил Николайчук в интервью «РБК-Украина».

В правительстве ожидают, что благоприятная ситуация на рынках капитала сохранится и в дальнейшем, что позволит правительству привлечь больше ресурсов для погашения долгов по более низким процентным ставкам.

Или печатный станок, или дефолт

Управляющий партнер Capital Times Эрик Найман предупреждает, что Минфин Украины приближается к критическому уровню зависимости от инвесторов-нерезидентов для финансирования дефицита госбюджета и рефинансирования госдолга.

«Без нерезидентов Минфину в 2020 году придется или существенно, на 100-200 млрд грн ($4-8 млрд), секвестировать расходы госбюджета или включать печатный станок (но если НБУ утратит независимость, это может спровоцировать бегство инвесторов и еще более ухудшить ситуацию) или идти на дефолт.
Одна надежда, что нерезиденты и рефинансируют старые долги и прикупят еще немного украинского госдолга на $4 млрд», — написал Эрик Найман на своей странице в Facebook.

По его оценкам, в следующем году Минфину из бюджета нужно будет направить на:
«- погашение старых долгов — 282 млрд грн — требуется рефинансирование (в том числе внешний 120 и внутренний 162 млрд грн);
— выплату процентов по госдолгу — 142 млрд грн — отражены в госрасходах/дефиците;
— финансирование дефицита бюджета 94 млрд грн.

 

То есть нужно как минимум рефинансировать и найти дополнительно 214 млрд грн (120 + 94) или больше».

Финансовый аналитик отмечает, что у украинских банков новых денег станет больше в лучшем случае на 31 млрд грн (прирост монетарной базы), а физлица и юрлица особо в деле финансирования госдолга Украины не помогут.

«Итого источники денег на госдолги:
— нерезиденты, как и в 2019 году;
— банки уменьшат кредитование и направят деньги на ОВГЗ — маловероятно;
— налоговая амнистия (без нее если физлица увеличат покупки ОВГЗ, то за счет снижения депозитов в банках и для рынка ОВГЗ новых денег не будет) — сейчас нет на повестке дня, тем более в правильном формате», — прогнозирует Эрик Найман.

По его мнению, остается одна надежда на то, что нерезиденты и рефинансируют старые долги, и купят еще немного украинского госдолга хотя бы на $4 млрд. Задание выполнимое, но такая зависимость от внешней конъюнктуры должна пугать и Минфин и НБУ.

«Вывод для инвесторов в украинские ОВГЗ: следите за цифрами. Первым сигналом ухудшения ситуации станет рост процентных ставок по размещаемым Минфином ОВГЗ. Сейчас этого нет. Процентные ставки продолжают снижаться. Вторым сигналом станет сокращение срока новых ОВГЗ. Сейчас и этого нет. Наоборот, иностранные инвесторы готовы покупать все более долгосрочные ОВГЗ. Так что краткосрочно можно спать спокойно», — заключил Найман.

«Долг Януковича». Расплата все ближе

Примечательно, что ни украинское правительство, ни финансовые аналитики, говоря о выплатах по государственным долгам, не упоминают о «долге Януковича».

Украина и Россия спорят о «долге Януковича» с 2016 года. В декабре 2013 году Янукович и президент РФ Владимир Путин договорились о кредите ($15 млрд). Из-за побега экс-президента в Россию Москва успела выдать только первый транш — $3 млрд. При этом оформлен он был по всем международным финансовым правилам — в виде покупки государственных финансовых обязательств Украины.

В декабре 2015 года Украина в одностороннем порядке объявила мораторий на выплату всех долгов перед Россией. Киев настаивает, что Россия навязала этот долг угрозами, а ее агрессия обусловила невозможность его вернуть.

 

Москва эти действия обжаловала, и 29 марта 2017 года Высокий Суд Лондона обязал Украину выплатить России сумму долга с процентами. Украинская сторона подала апелляцию. Слушания в деле завершились еще в январе 2018 года. Тогда суд взял паузу на принятие решения.

Апелляционный суд Англии и Уэльса 14 сентября прошлого года удовлетворил апелляцию Украины. Тогда он поддержал требования Киева и постановил отправить дело на новое рассмотрение, указав, что суд предыдущей инстанции не учел аргументы украинской стороны.

Россияне считают, что заявленная Украиной позиция о давлении, которое оказывалось на нее, не может быть правовым аргументом защиты в отношении платежных обязательств по еврооблигациям.

Верховный суд Великобритании рассмотрит апелляции по спору Украины и России по еврооблигациям на $ 3 млрд 9 декабря этого года. При этом правительство Украины ожидает, что решение относительно кредита, который президент Янукович взял в декабре 2013 года, могут принять в первой части 2020 года. В то же время в Верховном суде Великобритании не предусмотрены крайние сроки принятия решения. Апелляционный суд страны пока приостановил разбирательство по основному делу до рассмотрения апелляций