«Поддавки» до полной капитуляции противника
В борьбе российского трубопроводного газа и сжиженного топлива, поставляемого из США, есть свои законы и правила, на которые рассчитывают главные энергетические игроки двух сверхдержав, ожидая получения в единоличное пользование главного приза – европейского рынка сбыта.
Первыми бросили вызов монополии России производители сланцевого газа из Америки: они пытались наводнить континентальный рынок дешевым СПГ, предлагая его как альтернативу «газу несвободы» из России. Таким нехитрым способом они указали «путь» решения этой проблемы своим вечным оппонентам, полагают эксперты. Несмотря на дешевизну СПГ в чистом математическом подсчете, его итоговая стоимость складывается из нескольких факторов (обработка, транспортировка, особенности разгрузки), что и определяет единственный шанс на победу трубного топлива из РФ.
Данной выгодой не преминули воспользоваться в Москве. Было принято решение насыщением рынка снижать стоимость топлива до тех пор, пока поставки дешевого сланцевого газа не станут настолько нерентабельными, что рынок сам произведет «корректировку» и выдавит не сумевших выдержать конкуренцию американских поставщиков. По плану, это должно привести к капитуляции США на газовом рынке ЕС, или, по крайней мере, создать максимальную угрозу этого.
Козыри в рукаве «Газпрома»
В этом есть смысл – российское топливо потеряло в цене 33%, тогда как американское – 55%. Да и Москва закачивает по принципу «бери, сколько влезет», с последующей оплатой, а американцы отдают по схеме «бери или плати»
- говорит Алексей Гривач, эксперт из ФНЭБ.
Так что, по его мнению, даже при цене в 169 долларов российское сырье все еще рентабельно для «Газпрома». В то время как заокеанские производители терпят колоссальные убытки, тем более, когда пытаются покрыть расходы увеличением поставок.
Однако все дело не только в ценовых преимуществах более короткого маршрута поставок по трубе и объеме прокачки. Также сыграли свою роль долгосрочные контракты «Газпрома», которые позволяют выдерживать любые ценовые скачки, что, в конечном итоге, определяет более экономически выгодную ситуацию для российского концерна.
Так что к предложенной американцами «игре» на выбывание оказалась лучше готова именно российская компания, резюмируют аналитики.