Предложения Еврокомиссии по новому долгосрочному бюджету ЕС попали под перекрестный огонь со стороны национальных правительств: страны-доноры не согласны с необходимостью платить больше, а ряд южных и восточных государств-членов объединили усилия в противостоянии запланированным урезаниям финансирования.
Переговоры по бюджету ЕС на предстоящие 7 лет должны были уже начаться, но более вероятным, чем когда-либо, кажется их блокирование и тупик. Хотя все государства, по-видимому, согласны с необходимостью принятия "справедливого бюджета", нет никакого единства в отношении того, что это означает.
По предложению Европейской комиссии, представленному в 2018 году, новый бюджет должен составить 1,114% валового национального дохода 27 стран ЕС, в то время как прошлый бюджет был равен 1% ВНД.
Ожидаемый выход Британии из блока оставляет в бюджете дыру размером около 13 миллиардов в год, согласно расчетам Еврокомиссии. Это бремя ляжет на всех, но нетто-доноры – чьи взносы больше или равны поступлениям из бюджета, - выражают особенное недовольство.
Такие страны, как Германия, Нидерланды, Дания, Швеция или Австрия утверждают, что в ситуации, когда государство-участник ЕС выходит из блока, бюджет должен быть сохранен на уровне 1% ВНД, и уж во всяком случае не увеличен. Другие, однако, требуют "более амбициозного бюджета для более смелой Европы".
Спорные цифры
Предложение комиссии предполагает увеличение бюджета на 2021-27 годы на 0,11% по сравнению с предыдущим периодом. Инфляция, экономический рост, новые приоритеты и Brexit, по мнению исполнительной власти, являются уважительными причинами для увеличения национальных взносов.
Согласно последнему прогнозу относительно размеров национальных взносов, опубликованному Еврокомиссией, Германия будет выплачивать в среднем на 7 млрд. евро в год больше, чем в предыдущий бюджетный период; Нидерланды - на 1,8 млрд. евро; Франция - почти на 2 млрд. евро; Швеция - на 1 млрд. евро.
Но более бедные государства, такие как Румыния, Польша и Чехия, также начнут платить в ЕС больше в результате Brexit.
Выступая недавно перед депутатами в Берлине, канцлер Германии Ангела Меркель заявила о необходимости "справедливого распределения бремени финансирования" и предоставления скидок для Германии.
С точки зрения Нидерландов "проект Еврокомиссии ведет к чрезмерному бюджетному бремени" для страны. "Это неприемлемо", - заявил голландский дипломатический источник.
“Оба эти показателя (1% ВНД и 1.11% ВНД) кажутся довольно нереалистичными с точки зрения позиций государств-членов, поэтому реальный бюджет будет чем-то средним”, - сказал министр по европейским делам Финляндии Титти Таппурайнен, председательствующий в Евросовете, после встречи со своими коллегами в Хельсинки.
Забыть про выгоды
“Очень трудно поверить в то, что каким-то образом увеличение финансирования на 0,1% в течение семи лет будет покрывать расходы на национальном уровне”, - сказал Герт Ян Купман, генеральный директор по бюджету Еврокомиссии в ходе технического брифинга.
В прямом послании к странам-донорам Купман утверждал, что так называемый “операционный бюджетный баланс” (OББ) - разница между тем, что страна получает из бюджета ЕС и тем, что платит в него, – не может рассматриваться как “критерий справедливости" в отношении национальных взносов, поскольку он не учитывает очень значительные выгоды”.
Купман подчеркнул, что недооценка бонусов происходит потому, что доступ к фондам ЕС реализуется, в том числе, через такие программы, как Horizon 2020 или Европейский фонд стратегических инвестиций ("План Юнкера"), которые не включаются в национальные бюджеты. Финансирование по линии "структурных фондов" (Cohesion funds) или Общей сельскохозяйственной политики проводится как прямые платежи.
Высказанная критика, однако, не была оценена по достоинству в европейских столицах.
"Директор, объясняющий министрам финансов ЕС, как выполнять свою работу, возможно, заходит слишком далеко", - сказал EURACTIV европейский дипломат. "Значительное увеличение взносов будет иметь последствия для национальных домохозяйств”, - добавил источник.
Купман указал также на преимущества, связанные с размещением различных агентств ЕС, и использовал в качестве примера Европейское агентство по лекарственным средствам с бюджетом в размере 350 миллионов евро, расположенное в Амстердаме. Он напомнил об экономических выгодах, которые получает от размещения штаб-квартир европейских институтов Бельгия, которая является еще одним нетто-донором.
"Выгоды от доступа на единый рынок будут в десять раз больше, чем вклад в национальный бюджет”, - сказал Купман. “Мы спорим об изменении чего-то, что составляет десятую часть от тех преимуществ, которые страна получает от общего рынка. Очень трудно понять, как можно руководствоваться концепцией OББ, оценивая справедливость национальных взносов.”
По оценкам Еврокомиссии, выгоды от единого рынка ЕС увеличатся для Германии на €208 млрд, €84 млрд - для Нидерландов, €124 млрд - для Франции, €64 млрд - для Испании и € 35 млрд - для Австрии.
Государства-члены также разделились по вопросу о том, как инвестировать средства. В то время как доноры выступают за увеличение финансирования новых приоритетов, таких как борьба с изменением климата или миграция, остальные требуют сохранить традиционную политику ЕС.
Общая сельскохозяйственная политика и Структурные фонды остаются основными приоритетами в проекте бюджета Еврокомиссии на 2021-2027 годы. Однако их финансирование предполагается значительно сократить, что привело к резкой критике как со стороны Европейского парламента, так и некоторых государств-членов.
Во вторник (5 ноября) представители Испании, Португалии, Греции, Болгарии, Хорватии, Кипра, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Румынии, Словакии и Словении – так называемых "Друзей Сплочения" (‘Friends of Cohesion) - встретились в Праге, чтобы объединить усилия в защиту структурных фондов.
"Политика сплочения является ключевым инвестиционным инструментом ЕС для наших граждан, она помогает в преобразовании наших регионов. Для нас это самый важный инструмент. Нет никаких причин сокращать структурные фонды сплочения", - заявил после встречи премьер-министр Чехии Андрей Бабиш.
Во время октябрьского заседания Европейского совета лидеры провели первое углубленное обсуждение нового бюджета ЕС. Однако предложение переговорной позиции, выдвинутое председателем Совета, было решительно отвергнуто.
После представления Еврокомиссией своего проекта все три председателя, отвечающие за его осуществление, не смогли прийти к компромиссу.
Евродепутаты хотели достичь соглашения по бюджету до майских выборов, что тоже оказалось невозможным. Теперь уже кажется невероятным и согласование позиций в декабре: государства-члены не ожидают прогресса до весны.
Очередная задержка в процессе Brexit может отодвинуть сделку еще дальше в будущее.