Строительство железнодорожного моста на Сахалин является важной стратегической задачей для России, но далеко не первостепенной – считает заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов.
Решение о строительстве Сахалинского моста будет непростым
Дело в том, что генеральный директор РЖД Олег Белозеров заявил, что железнодорожный мост через Сахалин может быть включен в программу развития данной госкорпорации, причем проект маршрута Селехин-Ныш через пролив Невельского будет готов к концу ноября 2019 года.
Данное обстоятельство говорит о том, что об этом проекте в России задумались всерьез, что и неудивительно, поскольку очень скоро вступит в строй железнодорожная часть Крымского моста, а это значит, что освободятся колоссальные инфраструктурные возможности.
О таком мосте думали давно, причем современные технологические возможности позволяют реализовать этот проект, но его стоимость все равно будет значительной, вследствие чего, здесь нельзя рассчитывать на стандартную коммерческую окупаемость. Перед нами классический проект по развитию инфраструктуры в России и созданию нормальных логистических условий для дальних российских регионов.
Ведь в Сахалинской области с этим большие проблемы, которые ограничивают развитие этого региона, поэтому Сахалинский мост нужен, но все же вложения здесь будут колоссальные, и если этому проекту будет присвоен первоочередной статус, то это может принести издержки.
«Мне кажется, что амбициозные инфраструктурные проекты должны существовать в России, поэтому вопрос их экономической эффективности нужно рассматривать на основании геополитических интересов, выходящих за сроки текущего планирования», - заключает Климанов.
В противном случае, как замечает эксперт, у нас бы не возникло ни Транссибирской магистрали, ни других важных инфраструктурных объектов и мостов, и мы бы всегда находились в рамках какого-то краткосрочного горизонта планирования. Ярким примером здесь является Крымский мост, который еще в 2014 году многие называли невозможным проектом, а сегодня там уже проходит автотранспортное сообщение.
«Поэтому я считаю, что подобные проекты должны возникать, должны прорабатываться, но окончательное принятие решения о том, строить их или нет, необходимо делать путем широкого обсуждения, в том числе, и в рамках дискуссий разных экспертов, представляющих разные точки зрения. А что касается Сахалинского моста, то здесь однозначно нет единой точки зрения», - констатирует Климанов.
Именно потому, что окупаемость с точки зрения краткосрочных эффектов невелика, а долгосрочные эффекты мы полностью оценить не можем.
«Останавливать в принятии такого решения должна приоритетность других проектов. Например, строительство моста через реку Лену в районе Якутска, который неоднократно откладывался и переносился в силу определенных экономических обстоятельств», - резюмирует Климанов.
В частности, одной из причин являлась стратегическая задача строительства Крымского моста. Еще нельзя забывать про дискуссию, куда тянуть из Москвы высокоскоростную магистраль – в Санкт-Петербург или в Казань, хотя сейчас склоняются к строительству единого участка.
«Есть и другие приоритетные проекты, чья реализация кажется возможной в самое ближайшее время. С другой стороны, мост на Сахалин в долгосрочной перспективе вполне может быть, тем более, сейчас постоянно происходит удешевление таких технологий», - заключает Климанов.
Климанов обращает внимание на активное мостостроение в Китае и в других странах Юго-Восточной Азии, поэтому вполне вероятно, что мост на Сахалин можно будет построить, допустим, через 10 лет, причем в более дешевом варианте, чем это сегодня может быть.
«Я бы полностью не отрицал возможность начала реализации такого начинания, но этот проект не является первоочередной задачей даже в рамках строительства подобных инфраструктурных объектов в нашей стране», - констатирует Климанов.
Вложения в транспортную инфраструктуру дадут мультипликативный эффект
На самом деле, здесь перекликаются две стратегические задачи – во-первых, необходимость связать отдаленные российские регионы с центральной частью нашей страны, а, во-вторых, можно вспомнить китайский опыт, где 1 процент ВВП, вложенный в транспортную инфраструктуру, дает на выходе 2 процента, хотя, конечно, у нас совершенно разная специфика экономики.
«Я убежден, что транспортное строительство является одним из главных экономических драйверов вместе с образованием и здравоохранением, которые также относятся к главным производительным отраслям народного хозяйства», - резюмирует Климанов.
По словам Владимира Викторовича, развитие инфраструктуры определяет, насколько значимыми будут мультипликативные эффекты в экономике, но очевидно, что эффект от Сахалинского моста будет меньше, чем строительство аналогичного объекта в многонаселенном пункте.
«Ярким примером является автомобильный мост из Гонконга в Макао, с еще большей протяженностью, но он проходит в месте с иной плотностью населения и с принципиально другой экономической деятельностью, поэтому его эффект значительно выше», - заключает Климанов.
Здесь сложно сравнивать, но Сахалинский мост нужен России и в перспективе даст толчок к развитию региональной экономики.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+