Словами о «газовой трагедии» Польша пытается замаскировать свое противодействие любым российским проектам и придать своим словам по Opal какую-то логичность, но по факту она следует американским интересам на европейском газовом рынке по политическим причинам, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
"Газовая трагедия" Польши
Накануне глава польской энергетической компании PGNiG Петр Возняк заявил, что продолжение эксплуатации «Газпромом» трубопровода Opal на полную мощность привело бы к трагическим последствиям для Польши, в результате чего на юго-востоке страны не хватило бы газа. По его словам, теперь недостающие объемы топлива будут поступать в Польшу через украинскую территорию.
«Я думаю, что поляки пытаются как-то замаскировать свое противодействие любым российским проектам и придать своим словам хоть какую-то логичность. Сейчас они оспаривали решение Европейской комиссии по 100%-ной загрузке газопровода OPAL, так как при загрузке «Газпромом» OPAL на полную мощность, он якобы снимает объемы прокачки с Польши. Но там буквально за пять минут можно проверить загрузку OPAL в 2018 году и загрузку газопровода «Ямал-Европа», по которому газ идет из России через Белоруссию и Польшу в Германию.
За последние три года объемы прокачки там не уменьшались, а перекидывание объемов с Польши на OPAL не произошло. Через Польшу сколько качали, столько и продолжают качать. Когда это становится понятно, то Варшава попадает в совершенно странную ситуацию. Получается, что они по политическим причинам пытаются заблокировать OPAL и начинают придумывать различные причины о своих «страданиях». Но именно OPAL позволяет им неплохо зарабатывать.
Сегодня Польша несколько миллиардов кубометров газа в год закупает в других европейских странах. Это значит, что по «Северному потоку-1» газ приходит в Германию, там образуются определенные излишки и поляки их закупают, оставляя немецким потребителям газ из трубы «Ямал-Европа». Аналогичный объем на границе с Белоруссией они оставляют себе, то есть экономят на физической прокачке и неплохо зарабатывают на такой схеме», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Напомним, что в начале сентября Европейский суд по иску Польши аннулировал решение Еврокомиссии от 2016 года, согласно которому «Газпром» мог использовать мощности OPAL на 100%, то есть на 36 млрд кубометров в год. Теперь «Газпром» может рассчитывать только на половину транзитных мощностей этой трубы, или на 12,8 миллиарда кубов. В этой связи уже в начале недели «Газпром» прекратил поставки по OPAL и начал увеличивать транзит газа в Европу через Украину.
Реакция России на решение суда ЕС по OPAL
«Когда в Польше говорят от вредности OPAL, то это не соответствует действительности. С точки зрения экономики им как раз выгодна загрузка этой трубы на полную мощность, но по политическим причинам они пытаются следовать американским интересам на европейском газовом рынке. Именно поэтому они торпедируют и OPAL, и «Северный поток-2» во всевозможных формах.
Ранее они заблокировали создание совместного предприятия, в связи с чем пять европейских компаний не стали акционерами «Северного потока-2», оставшись кредиторами. Также поляки подавали иски во все страны, которые разрешили прокладку трубы по своей акватории. Мы видим последовательную позицию Польши по подрыву российских газовых проектов. И все прекрасно понимают, что это политически обоснованный подход», - уверен Игорь Юшков.
Глава Минэнерго России Александр Новак ранее заявил, что ситуация с газопроводом OPAL повлияет на переговоры с Евросоюзом и Украиной по газу. Решение суда ЕС о запрете использовать полную мощность европейского продолжения «Северного потока» по иску Польши, по словам Новака, влияет и в целом на ситуацию с поставками в Европу. Министр сообщил, что Россия отреагирует на решение суда после получения юридического заключения.
По мнению эксперта, «Газпром» все равно будет оспаривать решение суда ЕС. По его словам, для этого имеются все основания. Во-первых, есть ограничение ВТО, которое признает ограничение загрузки OPAL незаконным и несоответствующим международным нормам. Во-вторых, третий энергопакет регулирует правила антимонопольного регулирования, которые призваны создавать конкуренцию.
Но если в начале газопровода даже потенциально нет никаких альтернативных поставщиков, там только одна труба и один поставщик, то он должен получать исключения из норм третьего энергопакета, уверен Юшков. На первый план должны выходит не желания Польши, необходимо доказывать, что газопровод может прокачивать газ нескольких поставщиков, но он не может, поэтому нам необходимо доказывать абсурдность ограничений и упреков Польши. Конкуренция не возможна чисто физически, и «Газпрому» еще предстоит отстоять свою позицию.