В последнее время я концентрировался на состоянии американской экономики и незаслуженно обделял вниманием экономику Евросоюза.

Это стоит исправить. Потому что состояние европейских дел не сильно лучше, чем у их американских, кхм, партнёров.

Во-первых, свежие данные (от 23 сентября) по PMI европейских стран показывают достаточно чётко выраженную рецессию.

Германия.

  1. Композитный PMI Германии ниже 50 пунктов – 49,1.
  2. PMI сферы услуг Германии – 52,5.
  3. PMI промпроизводства Германии – 41,4 (в августе было 43,5).
  4. Индекс промпроизводства Германии – 42,7 (в августе 45,8).

Все эти показатели, как и в случае с США, худшие за последние семь лет.

У Франции дела лучше, но ненамного. Тоже нисходящий тренд.

  1. Композитный PMI Франции – 51,3.
  2. PMI сферы услуг Франции – 51,6.
  3. PMI промпроизводства Франции – 49,7 (в августе было 50,7).
  4. Индекс промпроизводства Франции – 50,3 (в августе 51,1).

И мы также посмотрим показатели по Еврозоне в целом.

  1. Композитный PMI ЕС – 50,4.
  2. PMI сферы услуг ЕС – 52,0.
  3. PMI промпроизводства ЕС – 46,0 (в августе было 47,9).
  4. Индекс промпроизводства ЕС – 45,6 (в августе 47,0).

Меня, как физического экономиста, промпроизводство традиционно волнует больше, чем сфера услуг. Как видим, тренды тоже нисходящие.

В США, кстати, PMI промпроизводства тоже продолжил падать и в сентябре составляет 47,4.

В целом по Европе сфера услуг пока ещё вытягивает общие показатели в прямую линию (но ни о каком экономическом росте при этом говорить не приходится), а вот промышленное производство пребывает в откровенно плачевном состоянии.

При этом, в строгом соответствии с изложенной Карлом Марксом теорией, норма прибыли постоянно падает. Но Маркс и предположить не мог, что появится такая штука, как «отрицательная доходность». И на сегодняшний день в еврозоне уже от 14 до 16 триллионов «ценных бумаг», имеющих отрицательную доходность.

Причём часть из этих ценных бумаг формально доходны, однако спекулянты перепродают их по цене, существенно превышающей номинальную. И эта наценка больше, чем итоговая доходность этих ценных бумаг, что также заводит эти бонды в отрицательную зону.

Фондовые рынки США и ЕС не просто перегреты, они абсурдно перегреты. И коррекция неизбежна.

Вопрос не в том, рванёт или нет, а в том, где именно – в Европе или Америке – доминошки посыпятся первыми.

В Британии обанкротилось старейшее турагенство «Томас Кук». В США Илон Маск отчитался об очередных убытках на 5 миллиардов долларов на китайском направлении. «Форд» также на грани банкротства. В США хотят снова надуть деньгами «Фани Мэй» и «Фрэди Мак», пузыри ипотечных деривативов. В Польше свой ипотечный кризис под названием «Франковище». У «Дойчебанка» и «Коммерцбанка» проблемы. «Голдман Сакс» предупреждают своих клиентов о возможном кризисе в октябре (октябрь – это исторически время начала большинства глобальных кризисов, это связано с особенностями американского делового календаря).

Что из этого (или что-то ещё) выступит триггером глобального обрушения финансовых пузырей – предсказать невозможно. Одно ясно – они неизбежно обрушатся.

Американская пресса, соответственно, изо всех сил рассказывает, как всё плохо в Европе. Европейская пресса о проблемах американской экономики пишет гораздо меньше.

Плюс в Европе «Brexit», а в США предельно агрессивные выборы, что является дополнительными дестабилизирующими факторами.

Если бы я был азартным человеком, то работал бы букмекером и принимал ставки, кто обрушится раньше. Но я человек спокойный, поэтому меня вполне устроит место в первом ряду с семками и попкорном.

Александр Роджерс, специально для News Front