Статистические данные Росстата по бедности не свидетельствуют о том, что ситуация с данным показателем в России успела измениться – считает проректор Академии социальной защиты Александр Сафонов.
Рост бедности в России является искусственным
Дело в том, что Росстат зафиксировал рост уровня бедности, поскольку общее число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось до 20,9 млн человек, что равняется 14,3 процентам от общего населения нашей страны. При этом, данное «увеличение» является небольшим – в прошлом году этот показатель равнялся 13,9 процентам, и в принципе является искусственным.
Минтруд РФ объясняет эту коллизию тем, что индекс прожиточного минимума растет в России быстрее роста потребительских цен, т.е. инфляции, из-за чего уровень бедности увеличился в нашей стране, несмотря на стагнацию реальных располагаемых доходов населения.
Интересно, что Минтруд РФ собственным указом увеличил прожиточный минимум в России до 10 тысяч 753 рублей, и данное решение и послужило причиной тех статистических коллизий, которые были выявлены в последнем исследовании Росстата.
С другой стороны, в России в настоящее время реализуются национальные проекты, причем президент РФ Владимир Путин обозначил в качестве одной из их главных целей снижение бедности в нашей стране в два раза. При этом, у нас есть известные проблемы с ростом экономики и, как следствие, с ростом реальных располагаемых доходом, которые падали в течение 4 лет, поэтому это исследование Росстата затронуло едва ли не основной вопрос российской социальной политики, а именно ситуацию с актуальным качеством жизни российских граждан.
«Устойчивого снижения уровня бедности без экономического роста и повышения заработных плат мы точно не получим. Этого не удастся добиться по той простой причине, что, в любом случае, в рамках одного из национальных проектов по борьбе с бедностью мы не сможем остановить рост цен в стране, а именно это и является причиной данной тенденции с бедностью», - констатирует Сафонов.
Просто в России существует определенный уровень доходов населения – в номинальном плане он растет, но в реальном такой тенденции не происходит из-за роста розничных цен, повышения стоимости базовых социальных услуг и тарифов.
В результате, происходит проседание доходов, которое не компенсируется ростом заработных плат граждан. При этом, национальные проекты ориентированы на наиболее незащищенные слои граждан – там они улучшат ситуацию, но все эти социальные показатели указывают на ситуацию «в целом», а вот здесь все зависит от индикаторов инфляции, экономического роста и роста доходов граждан.
Все упирается в экономический рост и рост доходов населения
«Рост стоимости жизни – это та данность, с которой приходится мириться. Она всегда будет расти, пусть иногда меньше, а иногда больше. При этом, покрывать рост цен может только увеличивающаяся заработная плата в нашей стране», - резюмирует Сафонов.
Как замечает эксперт, ничего другого придумать нельзя, хотя нужно обратить внимание и на то, что цены в России растут по той причине, что у нас существуют проблемы с развитием экономики в плане наличия во всех отраслях большого числа монополий.
И на это также нужно обратить внимание, если мы хотим получить развитие конкуренции там, где она действительно необходима, и чтобы это создавало наилучшие условия для граждан. Например, в области национальных проектов президент поддержал данный тренд.
«И все это упирается в то обстоятельство, что нашей экономике необходимо меняться, если мы хотим развиваться дальше. Ведь мы продолжаем зависеть от внешней конъюнктуры – цен на нефть, газ и другие виды экспортного сырья», - заключает Сафонов.
По этой причине темпы российского экономического роста зависят от темпов роста глобальной экономики, из-за чего вся эта ситуация, которая сложилась в наших отношения с Западом после 2014 года, и оказывает на нас столь долговременное качественное влияние.
«Соответственно, любые всплески приводят к изменению стоимости рубля, что влияет и на другие базовые показатели, включая бедность. Также все это оказывает значительное влияние на ситуацию с рабочими местами», - констатирует Сафонов.
Ведь именно увеличение высокооплачиваемых рабочих мест и изменение структуры экономики является основой, как роста производительности труда в стране, так и улучшения ситуации с реальными доходами. И победа на бедностью уже станет следствием этого, хотя мы имеем и демографические изменения вместе с ростом доли пенсионеров, но это уже как раз задача национальных проектов.
«Основная наша задача заключается в повышении внутреннего спроса для развития национальной экономики, и только это может дать устойчивое решение проблемы бедности, что хорошо видно и по опыту других стран», - заключает Сафонов.
Александр Львович отмечает, что нигде в мире не было зафиксировано успеха в борьбе с бедностью только с помощью субсидий со стороны государства. Так что, все текущие усилия в виде нацпроектов должны быть подкреплены структурными реформами экономики.
«Рост пособий и прочих выплат является здесь вторичным, поскольку во главе стоит экономика», - резюмирует Сафонов.
Что касается показателя бедности, то он рассчитывается по минимальными статистическим параметрам. В то же время, в развитых странах идет другая система подсчета в виде так называемого «относительного» показателя расчета доходов.