Ведущие страны мира постараются воздержаться от конкуренции в области девальвации национальных валют. Об этом договорились министры финансов G20 на саммите, прошедшем в конце минувшей неделе в южнокорейском городе Кенджув. "Мы будем переходить к рыночно ориентированным системам обменного курса, опирающимся на экономические основы, и воздерживаться от девальвации валют", – говорится в итоговом коммюнике. Кроме того, в документе указано, что страны с развитой экономикой, в том числе с резервными валютами, будут "проявлять бдительность" в отношении чрезмерной нестабильности и нарушений движения валютных курсов. Министры финансов выразили надежду, что эти меры помогут снизить риск резких изменений в потоках капитала, с которым сталкиваются некоторые развивающиеся страны.
За общими словами, как обычно, скрывается отсутствие конкретных решений. Бурное обсуждение вопроса о гонке девальваций, которая, по мнению различных экспертов, то ли уже началась, то ли вот-вот начнется, предполагалось изначально. И фраза о воздержании была включена в проект документа еще до заседания. Однако никаких реальных ориентиров и рекомендаций предложено не было. Впрочем, их никто и не ожидал. Не говорится в коммюнике и о каких-либо действиях в отношении стран, допустивших резкое снижение курса своих национальных валют. Что тоже совсем не удивительно. Как отмечал в беседе с журналистами накануне встречи замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин, если кто-то попытается сделать более жесткую оценку действий тех или иных стран с валютными курсами, он сразу получит жесткий отпор со стороны "задетого" государства.
А ведь, по сути, любое колебание курса валюты можно объяснить рыночными причинами. Исключением являются, разве что, прямые валютные интервенции Центробанков. Но это далеко не единственный инструмент воздействия на рынки. США, например, гордятся тем, что подобных методов не применяют; тем не менее стоимость доллара, по мнению многих экспертов, в последнее время снижается искусственно, и весьма успешно. В свою очередь, страны, использующие интервенции, всегда могут сослаться на то, что этот был вынужденный шаг с целью самозащиты, так как держатели резервных валют за своими курсами не уследили, хотя и обещали.
При этом все более-менее конкретные идеи, которые предполагалось обсудить на саммите, остались за бортом итогового коммюнике. Так, в него не вошло предложение, согласно которому страны-эмитенты основных резервных валют должны будут проводить достаточно скоординированную монетарную политику, чтобы развивающиеся страны не сталкивались с проблемой чрезмерно больших притоков капитала. В частности предлагалось, чтобы развитые страны заблаговременно информировали G20 о предполагаемых шагах с целью обеспечения стабильности функционирования международных финансов. Зато в документе есть пункт, в котором "двадцатка" выражает готовность продолжать курс "денежно-кредитной политики, направленной на достижение стабильности цен, и тем самым вносит свой вклад в восстановление экономики".
Однако наибольшее разочарование, надо полагать, испытали представители США, рассчитывающие получить поддержку G20 в своих спорах с Китаем. Именно решение проблемы юаня, как полагают большинство аналитиков, было истинной целью внесенного американцами предложения установить жесткие ограничения размеров профицита или дефицита платежного баланса по отношению к ВВП страны. Его незадолго до саммита озвучил министр финансов США Тимоти Гайтнер. Предполагалось, что сальдо текущего счета не должно колебаться более чем на 4% ВВП.
Но многим участникам встречи идея ввести цифровые ограничения не показалась привлекательной. Против нее высказались, в частности, Япония, Германия и Россия. Японский министр финансов Ёсихико Нода подчеркнул, что подобные ограничения нереалистичны. А его российский коллега Алексей Кудрин добавил, что эта тема требует дополнительной проработки и пока он недостаточно понимает последствия, которые могут сложиться при таких ограничениях.
Так что никакие количественные критерии, сдерживающие дисбалансы, в коммюнике включены не были. Министры финансов ограничились призывами к укреплению многостороннего сотрудничества и реализации всего спектра мер, способствующих сокращению чрезмерных диспропорций и поддержанию текущего платежного баланса на приемлемом уровне, не указав при этом, что считать "приемлемым уровнем".
Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|