По большинству официальных отчетов, США сейчас очень близки к полной занятости. Уровень безработицы сегодня составляет 3,6%, самый низкий с 1969 года.
И все же есть тревожное ощущение, что что-то не так.
Рассмотрим следующие данные. В типичной экономике с полной занятостью вы ожидаете увидеть следующее:
- устойчивый рост заработной платы;
- повышение доверия потребителей;
- регистрация занятости населения;
- больше рабочих недель и больше сверхурочных;
- опросы финансовых директоров излучают оптимизм;
- повышается уровень увольнений, поскольку сотрудники агрессивно меняют работу;
- падает количество рабочих мест с не полным рабочим днем;
- высокие и постоянно растущие потребительские расходы;
- больше домохозяйств;
- продажи жилья (новые и вторичка) бьют ключом;
Во многих случаях все выше описанное не соответствуют тому, что сейчас называют самой продолжительной экономической экспансией в послевоенной истории. B все это, так же не очень похоже на усталость экономики, которая начинает исчерпывать свои ресурсы. Несоответствие "успешной" реальности и выше описанного больше похоже на нечто более коварное - неисследованные крупные структурные сбои в экономике США.
Давайте не будем спешить списывать проблемы трудового рынка на популярную троицу: глобализация, автоматизация и упадок профсоюзов. Это хорошо известные факторы, которые контролируют реальную заработную плату в течение трех десятилетий. И списывать такое положение дел на Великую рецессию и финансовый кризис то же не совсем корректно. А вот пройти мимо растущей неполной занятости в США уже просто не возможно.
Существует множество других данных, которые указывают на недомогание рынка труда. Это не классические экономические показатели и они включают в себя следующее:
- доля ищущих работу более длительный период растет;
- растет количество людей, работающих неполный рабочий день, желающих работать полный рабочий день;
- стремительно растет количество заявок на инвалидность;
- растет количество рабочих мест с не полным рабочим днем;
- значительное увеличиваются показатели депрессии и социальной абстиненции;
- рост самоубийств;
- увеличивается количество людей выходящих досрочно на пенсию;
- американцы стали злее, чем были поколение назад.
Один из экономистов по рынку труда, который внимательно изучил этот вопрос, - профессор из Дартмута Дэвид Бланчфлауэр. Бывший член Комитета по денежно-кредитной политике Банка Англии является автором новой книги «Ничего не работает: куда делись все хорошие рабочие места?»
Он пришел к выводу, что в экономике США далеко не полная занятость. По его словам, безработица может еще упасть на треть от нынешних уровней, приблизившись к 2,5%, но в этом нет ничего хорошего. Это взгляд со стороны и он подкрепляется огромным количеством данных.
GIG - экономика, которая должна была создать много хорошо оплачиваемых и независимых рабочих мест, обернулась мрачной реальностью долгих часов посредственной оплаты и моральное угнетение. По его словам, есть люди, которые работают по совместительству и работают до 80 часов в неделю. У них нет ни одного работодателя, они не получают пенсионного плана или медицинских пособий, то есть отсутствует хоть какая то уверенность в будущем.
В то же время, работа в полный рабочий день дает меньшую зарплату и это имеет глубокие последствия. Целые отрасли были разрушены так как сотрудники находят новую работу в других секторах, что приводит к зарплате близкой к начальному уровню за полный рабочий день. Фактически это эквивалентно сокращению зарплаты на 30, 40 и даже 50%. Эти люди могут работать полный рабочий день и у них нет мотивации, они не работают в полную силу по сравнению с их опытом, навыками и прошлой работой и все это не отражается в экономических данных.
Бланчфлауэр объясняет, как неполная занятость проявляется в различных точках данных вне традиционных экономических мер. Он отмечает, что тяжелое положение неполностью занятых способствует распространению отчаяния, обострению наркомании и росту числа самоубийств. Они были хорошо отмечены в исследовании экономиста Нобелевской премии Ангуса Дитона и его жены Анны Кейс, которые зафиксировали рост «смерти от отчаяния» среди белых рабочих. Бланчфлауэр так же связывает явление неполной занятости с ростом крайне правого популизма, как в США, так и в Европе.