У компрессорных станций, обеспечивающих работу украинской газотранспортной системы, топлива осталось до 24 июня. Об этом сообщил оператор ГТС страны — "Укртрансгаз".
В компании заявили о "критической финансовой ситуации" и отсутствии средств на закупку топлива для собственных технологических нужд.
Насколько реальна перспектива остановки украинских трубопроводов и почему все это на руку "Газпрому" — в материале РИА Новости.
Это дефолт
Только за март и апрель задолженность украинского оператора ГТС перед поставщиками технологического газа достигла 4,1 миллиарда гривен, поэтому те отказываются продолжать поставки. Средств на погашение долга у компании нет, а запасов технологического топлива — всего на неделю.
"Укртрансгаз" не имеет возможности своевременно рассчитываться по контрактам на закупку газа для собственных производственно-технологических расходов из-за дефицита средств, что ставит под угрозу работу ГТС Украины после 24 июня этого года, — говорится в официальном сообщении.
Заявив о "возникновении предпосылок критической ситуации", "Укртрансгаз" потребовал реструктуризации задолженности и изменения государственной тарифной политики, из-за которой компания оказалась в состоянии дефолта.
В частности, как утверждает оператор, одна из главных причин кризиса — установленные в конце прошлого года временные тарифы, которые позволяют потребителям оплачивать только 60% полученного газа.
Другой фактор — несанкционированный отбор топлива из газотранспортной системы, из-за чего "Укртрансгаз" недополучил за три года более 38 миллиардов гривен, то есть почти полтора миллиарда долларов.
Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук отмечает и более фундаментальную причину того, что "Укртрансгаз" пребывает в перманентном дефолте. Это политика "Нафтогаза Украины", которому принадлежит газотранспортный оператор.
"Получая почти 2,7 миллиарда долларов за транзит газа, "Укртрансгаз" находится на грани выживания, потому что "Нафтогаз", как пылесос, высасывает все деньги компании, — говорит он. — Но кризис "Укртрансгаза" — это лишь верхушка айсберга проблем на внутреннем рынке газа. Облгазы или операторы газораспределительных сетей уже давно констатируют убыточность тарифов на распределение и транспортировку газа. В результате облгазы наращивают задолженность перед "Укртрансгазом".
Проблемы в газовой сфере страны резко обострились после того, как Киев в начале 2017 года по требованию Международного валютного фонда обязался повышать тарифы на газ для населения.
При этом, чтобы смягчить ценовой удар по гражданам, правительство переложило часть расходов на газовщиков, занизив для них транспортные тарифы.
В то же время потребители ответили на повышение тарифов по-своему: неплатежами и несанкционированным отбором топлива. И "Укртрансгаз" впал в хронический дефолт.
Согласно официальной отчетности, в 2017 году чистый убыток увеличился в 4,4 раза, до 24,2 миллиарда гривен (итоговых данных за 2018-й в открытом доступе пока нет). Финансовый план "Укртрансгаза" на этот год предполагал дефицит средств в размере около 22 миллиардов гривен.
Бери всех за горло
Руководство "Укртрансгаза" выбрало идеальный момент для панического выступления: накануне выборов в Верховную раду газовый кризис Киеву нужен меньше всего.
Поэтому у компании неплохие шансы добиться реструктуризации задолженности.
Что касается реальной остановки работы газотранспортной системы, то это маловероятно, поскольку "Нафтогаз Украины" в преддверии возможного прекращения российского транзита к 10 июня закачал в хранилища более 12 миллиардов кубометров топлива — на 20% больше показателей прошлого года на ту же дату. Часть этих запасов, скорее всего, пойдет на технологические нужды "Укртрансгаза".
Однако, решая текущие проблемы, газовый оператор сильно осложнил собственные стратегические перспективы.
Во-первых, вновь возникают вопросы о техническом состоянии ГТС.
Если у "Укртрансгаза" нет средств даже на текущую эксплуатацию, о какой модернизации может идти речь?
Между тем износ достиг устрашающих масштабов, а эффективность ГТС — ниже всякой критики.
Как недавно подчеркнул постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов, украинские газокомпрессорные станции, построенные еще в советскую эпоху, в нынешнем состоянии "потребляют почти столько же газа, сколько и перекачивают".
Во-вторых, финансовые проблемы "Укртрансгаза" способны распугать зарубежных клиентов, арендующих подземные хранилища газа (ПХГ).
Общая мощность ПХГ — 31 миллиард "кубов", из которых примерно половину занимает сама Украина, а около 15 миллиардов предлагает в аренду.
Клиентов завлекают низкими тарифами, но пока без особых успехов: на прошлой неделе сообщили, что в данный момент международные компании хранят в украинских ПХГ всего около 515 миллионов кубометров топлива, то есть занято менее четырех процентов свободных мощностей.
В начале июня стало известно о том, что Киев предложил Молдавии создать в украинских подземных хранилищах собственный "страховой запас газа".
Однако теперь, когда выясняется, что у "Укртрансгаза" нет ни денег, ни топлива, вряд ли кто-то заинтересуется подобными проектами — слишком велика вероятность не получить закачанный на хранение газ обратно.
И самое главное.
Заявив о возможной остановке газотранспортной системы, "Укртрансгаз" указал на новые риски российского транзита.
Тем самым оператор нанес болезненный удар по противникам строительства "Северного потока — 2" в Европе, а "Газпрому" подарил дополнительный аргумент в пользу газопроводов в обход Украины.
Еврокомиссия надеется на имплементацию членами ЕС Газовой директивы
Глава директората Еврокомиссии по энергетике Доминик Ристори выразил надежду, что поправки к Газовой директиве будут внедрены странами Евросоюза в национальные законодательства в ближайшие месяцы.
Текст директивы вступил в силу. И важно обеспечить быструю имплементацию. Все сигналы, вся информация, которые мы получаем, идут в правильном направлении», — сказал он в беседе с РИА Новости.
Ранее канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что новая Газовая директива Евросоюза не повлияет на реализацию проекта «Северный поток — 2».
При этом, по её мнению, ключевое значение в реализации проекта имеет участие Украины в качестве транзитёра газа.
Заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в беседе с Nation News назвал поправки против проекта абсурдными.
«Газпром» предложил Украине вернуться к переговорам «с чистого листа»
Член правления «Газпрома» Сергей Кузнец заявил в ходе пресс-конференции, что компания готова обсуждать заключение мирового соглашения с «Нафтогазом Украины» и предложил украинской стороне вернуться к переговорам «с чистого листа». Об этом во вторник, 18 июня, сообщает ТАСС.
Если будет желание на честных, равноправных условиях обсуждать мировое соглашение, конечно же, мы будем рады его обсудить. Пока просто не складываются условия для такого обсуждения, — подчеркнул он.
По словам Кузнеца, Украина упорно старается изменить формат мирного соглашения, предлагая отказаться только от будущих исковых требований к «Газпрому».
Они говорят: «Нет, вот то решение, которое вынесено в нашу пользу, давайте оставим как есть, а вот наши будущие требования, давайте от них откажемся и заключим на их основе мировое соглашение, — заключил Кузнец.
13 июня министр энергетики России Александр Новак заявил, что РФ готова возобновить поставки газа Украине, прерванные в 2015 году.
Он подчеркнул, что «Газпром» мог бы обеспечить для украинских потребителей снижение цены на 25% от сегодняшнего уровня. Трехсторонние переговоры по этому вопросу (с участием представителей Еврокомиссии) предположительно могут пройти в сентябре, отметил Новак.
Контракт по транзиту между «Нафтогазом» и «Газпромом» истекает в конце этого года. В январе 2020 года планируется запуск газопровода «Северный поток – 2», который обеспечит прямую поставку ресурса из РФ в Европу.
При этом стороны до сих пор не подписали новое соглашение, хотя Москва отмечала, что готова сохранить транзит через Украину, если Киев согласится на равные и взаимовыгодные условия.
На Украине же выразили надежду, что Москва будет вынуждена подписать договор.
Зеленский отметил различия позиций Украины и ФРГ по «Северному потоку — 2»
Позиции Украины и Германии по вопросу «Северного потока — 2» являются противоположными, заявил украинский лидер Владимир Зеленский в ходе совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Наши позиции относительно проекта «Северный поток — 2» являются диаметрально противоположными, — цитирует его ТАСС.
При этом Зеленский добавил, что Киев благодарен за готовность вести предметный диалог с Берлином «по такому непростому вопросу».
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2743
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7078
Рейтинг поста: