Ключевой причиной проблемы «грязной нефти» в трубопроводе «Дружба» стало несовершенство методов оценки качества нефтепродуктов на всех участках трубы, считает профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич. Решение проблемы предполагает обсуждение модернизации системы технического контроля в спокойной обстановке.
Причины проблемы "грязной нефти"
Точная сумма ущерба от поступления загрязненной нефти по нефтепроводу «Дружба» пока неизвестна, но она будет названа после ревизии белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. По его словам, два нефтеперерабатывающих завода страны были загрязнены, что нанесло ущерб экономике страны. Минском недополучена прибыль, составляющая «сотни миллионов долларов», считает Лукашенко.
«Ключевой причиной проблемы «грязной нефти» в трубопроводе «Дружба» стало несовершенство методов оценки качества нефтепродуктов на всех участках нефтепровода, ведущего из Сибири и Поволжья в западные районы нашей страны, в Белоруссию и далее в Европу. Произошедшая ситуация четко показывает, что такой мониторинг должен быть завязан на высококачественную связь, системы искусственного интеллекта и прочие плоды научно-технического прогресса.
Необходимо перестроить автоматический контроль за качеством, химическим составом, вязкостью, температурой и другими показателями нефтепродуктов с учетом современных возможностей. К сожалению, понадобилась серьезная авария, чтобы мы занялись всерьез этой проблемой, и это не только наша проблема, от ее решения зависит работа и прибыль всех участников транзита», - уверен собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Компенсационные механизмы
Возникает и ряд дополнительных вопросов, например, почему не сразу было замечено, что нефть поступает не того качества. Если рассуждать на бытовом уровне, добавляет Николай Межевич, то каждый из нас при покупке какого-то продукта в магазине смотрит на его качество и дату выпуска, прежде чем употребить в пищу. То же самое должно происходить и в масштабах нефтеперерабатывающих заводом. По мнению эксперта, мы имеем дело с целым комплексом вопросов технологического характера, которые требуют решения.
Напомним, что «Белнефтехим» пожаловался на резкое ухудшение качества экспортной смеси Urals, поступающей по нефтепроводу из России. Отдельные пробы якобы показывали превышение допустимой нормы некоторых компонентов в 100 раз. Впоследствии на одном из двух крупнейших нефтеперерабатывающих госпредприятий Белоруссии сообщили о выходе из строя дорогостоящего оборудования, связав поломку с качеством российской нефти. Впоследствии зашла речь и необходимости задействовать «компенсационные механизмы».
Но все условия поставок нефти четко прописаны в соответствующих контрактах Росси и Белоруссии, чуть ранее обратил внимание директор Центр изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. По его словам, контракты регулируют не только транзит, но и поставки нефтепродуктов на белорусские НПЗ.
Условия поставок предполагают какие-то штрафные и прочие меры, если поставляемая нефть не соответствует качеству, поэтому урегулирование ситуации будет происходить с опорой на контракт. Если у Минска появятся дополнительные претензии, которые выходят за рамки договоров, то проблема перетекает на уровень двухсторонних консультаций, предполагающих более сложные оценки и решения, добавляет Кулагин.
Модернизация системы технического контроля
«Очевидно, что произошла авария. Для оценки ее последствий существует устоявшаяся система разрешений экономических споров в Евразийском экономическом союзе, а также общие договоренности в рамках Союзного государства. В конце концов существуют двусторонние договора и международные процедуры, позволяющие определять ущерб.
Я абсолютно уверен в том, что перед нами все-таки не политический вопрос, хотя он и лег на объективно непростые отношения в данный момент между РФ и Белоруссией. Перед нами непростая ситуация, но абсолютно очевидно, что загрязнение произошло на российском участке, ответственность России есть, никто не собирается утверждать обратного. Но стороны в любом случае будут договариваться, и обязательно договорятся, никакого сомнения в этом нет.
В дальнейшем в спокойной обстановке предстоит обсудить модернизацию системы технического контроля. Более того, в эту дискуссию уже включились многие европейские страны, которые в большей или меньшей степени сидят на трубе или ориентируются на российскую нефть, поставляемую по балтийской трубопроводной системе», - резюмирует Николай Межевич.
Стоит отметить, что следствие в сжатые сроки выявило группу компаний, осуществлявшую сдачу загрязненной нефти в трубопровод. А полностью отвечающую показателям качества российскую нефть уже начали загружать в танкеры на экспорт в порту Усть-Луга. При этом в Минэнерго РФ отметили, что реализация мероприятий «дорожной карты» по нормализации качественных показателей нефти в нефтепроводе «Дружба» продолжается.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: a_niskin (12 мая 2019 16:16) Статус: |
тут есть один нюансик: если Лукашенко затребует компенсации за "плохую" нефть, таки надо его попросить сдать испорченную. Вот, как пить дать, 100% использовал, очистил, переработал и продал втихаря.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 3023
Рейтинг поста: