Москва, 29 апреля - "Вести.Экономика". В ближайшее время динамика нефтяного рынка в значительной мере будет определяться реакцией Саудовской Аравии, а также Ирана, на ужесточение санкционного режима США против Тегерана. Пока эксперты не исключают также выхода Ирана из Договора о нераспространении ядерного оружия.
Распространение – не на словах
Как и следовало ожидать, после того как Вашингтон объявил о прекращении действия отсрочки для покупателей нефти из Ирана, минувшая неделя прошла под знаком "иранского фактора". На таком фоне в четверг цена на нефть Brent подскакивала выше $75 за баррель. В связи с этим президент США Дональд Трамп, чья администрация, собственно, и спровоцировала это ралли, сообщил, что потребовал от ОПЕК увеличить добычу, чтобы компенсировать снижение поставок иранской нефти. "Цены на бензин снижаются. Я позвонил в ОПЕК, я сказал: вы должны их (цены на нефть) снизить", - рассказал Трамп журналистам в пятницу.
Правда, затем в СМИ появились сообщения, опровергающие как факт самих переговоров, так и факт согласия со стороны той же Саудовской Аравии, на увеличение добычи. В этих условиях к 15:15 мск понедельника фьючерсы на нефть Brent повысились до отметки $71,94 за баррель против уровня $74 за баррель неделей ранее.
Сейчас, заметил старший аналитик Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка" Кирилл Кононов, основное влияние на нефть оказывают политические обстоятельства: в виде осуществления санкций США на экспорт иранской нефти на деле, а не на словах, возможной реакции Китая и рисков начала военного конфликта между США и Ираном или обострения конфликта в Ливии. При этом в возникшей ситуации нефть дорожала преимущественно благодаря спекулятивным факторам. И если спекулятивная повестка сохранится, на текущей неделе вновь возможен подъем Brent выше $75 за баррель, не исключил Кононов.
Как и в прошлом году, цены на нефть очень зависят от политических факторов, согласился аналитик ИФК "Солид" Вадим Кравчук. И если сначала наблюдалось ускорение ценовой динамики вследствие решения Дональда Трампа отменить послабления для покупателей нефти из Ирана, что привело к росту Brent почти до $76 за баррель, то теперь идет возвращение к прежним значениям на фоне вероятной компенсации добычи со стороны стран ОПЕК. "Сразу после объявления о запрете любых покупок нефти у Ирана со 2 мая мы предупреждали, что долгое время дисбаланс не продлится. Причем в расчет брали именно пересмотр соглашения ОПЕК+, а не индивидуальные договоренности США и нескольких стран", - пояснил Кравчук.
Между тем, в целом, указал Кирилл Кононов, мировой рынок нефти сбалансирован. Так, в США коммерческие запасы нефти находятся на среднем уровне за пять лет. И у стран ОПЕК+ достаточно свободных мощностей, для того чтобы удовлетворить спрос даже в случае обнуления экспорта нефти из Ирана и уменьшения экспорта из Ливии.
Впрочем, американская статистика по-прежнему выглядит неоднозначно. По данным Управления энергетической информации Минэнерго США, за неделю, завершившуюся 19 апреля, коммерческие запасы в стране увеличились на 5,5 млн баррелей до 460,6 млн. Аналитики ожидали меньшего их роста - на 1,3 млн баррелей до 456,5 млн. Тогда как запасы бензина вновь сократились на 2,1 млн баррелей до 225,8 млн, а запасы дистиллятов уменьшились на 700 тыс. баррелей до 127 млн баррелей. Также за неделю добыча нефти в Штатах повысилась на 100 тыс. баррелей в сутки до 12,2 млн баррелей в сутки. Но в то же время, по оценке компании Baker Hughes, на 18 апреля число буровых установок в США снизилось на 8 единиц до 825 штук.
Если администрация Трампа поднимет тарифы на импорт на 10% и так же в ответ поступят основные торговые партнеры США, то американская экономика пострадает сильнее, чем европейская или китайская.
При этом в Вашингтоне вновь заверили в том, что торговые переговоры между США и КНР выходят на финишную прямую. Как ранее сообщалось, на этой неделе министр финансов США Стивен Мнучин и представитель США на торговых переговорах Роберт Лайтхайзер продолжат диалог в Пекине. И уже в ближайшее время, как известил в минувший четверг сам Дональд Трамп, Белый дом примет председателя КНР Си Цзиньпина. Но поскольку ранее СМИ, со ссылкой на высокопоставленные источники, анонсировали вероятность встречи американского китайского лидеров в ходе визита главы Белого дома в Токио в конце мая, очевидно, пока рынок предпочтет подождать более конкретной информации на этот счет.
Нераспространение – на деле
К тому же, что сейчас его внимание в большей мере сосредоточено на Ближневосточном регионе, где запахло угрозой не только торговой, но и реальной горячей войны. При этом в значительной мере последующее развитие здешнего сюжета будет определяться реакцией ведущих региональных экспортеров и прежде всего Саудовской Аравии на ужесточение санкционного режима США в отношении Ирана с сопутствующими рисками дисбаланса на нефтяном рынке, а также, разумеется, ответными действиями самого Ирана.
Причем, подчеркнул Вадим Кравчук, конечно, Дональд Трамп, который внимательно следит за ценами на бензин, заранее готовил почву для ужесточения санкций против Тегерана. В частности, в СМИ не раз попадала информация о давлении на Саудовскую Аравию, которая являлась лидером по снижению добычи с конца прошлого года. И саудиты, вероятно, могут увеличить добычу, но лишь настолько, чтобы вернуться к 100%-му выполнению соглашения со своей стороны. На текущий момент Саудовская Аравия значительно перевыполняет свои обязательства, тогда как некоторые другие страны далеки от установленных объемов. Если же Саудовская Аравия предпримет более агрессивные попытки увеличения добычи, то соглашение ОПЕК+ окажется под угрозой и долго не просуществует, что потенциально может привести к избытку предложения на рынке.
Сокращение же поставок из Венесуэлы, Ирана и Ливии уже в цене сырья, а потому дальнейшая динамика будет преимущественно зависеть от Саудовской Аравии, констатировал аналитик ИФК "Солид". На таком фоне он ожидает, что в ближайшие недели Brent будет торговаться в диапазоне $69-72 за баррель.
Добыча нефти ОПЕК с января 2012 года
В условиях обостряющейся неопределенности, допустил Кирилл Кононов, рост нефтяных цен способен продолжиться по крайней мере до заседания ОПЕК 19 мая. Возможно, что на этом заседании стороны договорятся об изменении параметров соглашения по ограничению добычи, с тем чтобы компенсировать уход Ирана с рынка, но и одновременно поддержать дисциплину соглашения. Что же касается возможных ответный действий Ирана, добавил старший аналитик Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка", то очевидно, что в военном отношении США доминируют в Персидском заливе и в случае возникновения здесь военного конфликта, скажем, он может быть быстро погашен.
Как предупредил на прошедшей неделе через СМИ представитель Госдепа США, Соединенные Штаты намерены обеспечить свободу судоходства и свободу транспортировки энергоресурсов в Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах. Так в Вашингтоне отреагировали на заявление командующего ВМС Корпуса стражей исламской революции контр-адмирала Алиреза Тангсири о готовности Тегерана перекрыть Ормузский пролив для экспорта нефти, в случае если Иран сам лишится возможности его использовать. Также в минувшее воскресенье министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф уведомил, что Тегеран рассматривает возможность выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) как один из вариантов ответа на ужесточение санкций США в отношении Исламской Республики. При том, что до сих пор МАГАТЭ подтверждало соблюдение Тегераном обязательств по международной ядерной сделке - Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), из которого в одностороннем порядке вышли США, восстановив с августа прошлого года антииранские санкции.
Вероятность упомянутого главой иранского МИД шага – в условиях продолжающегося давления на Иран со стороны США и Израиля - достаточно велика, признал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Причем, выйдя из ДНЯО, иранская сторона освободит себя от обязательств в данной сфере (а значит, избавит себя и от претензий по поводу их нарушением) и получит возможность продолжить собственную ядерную программу. Очевидно, что подобные действия способны привести к дальнейшему ужесточению политики США и Израиля, что в свою очередь усиливает риски военного противостояния в регионе. Подобные риски, продолжил Долгов, представляются тем более обоснованными, в условиях когда, вопреки международным нормам, израильские военные, используя поддержку Вашингтона, продолжают бомбить территорию соседней Сирии, где, по их утверждениям, находятся иранские объекты, угрожающие безопасности Израиля. Однако в тех же Соединенных Штатах и в Израиле, очевидно, не хотели бы допустить масштабного военного столкновения в регионе, и потому нельзя исключить, что в дальнейшем заинтересованные стороны все же способны несколько смягчить свои позиции, резюмировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН.
Наталья Приходко Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/118606
Рейтинг публикации:
|