«Solar Millennium», в свою очередь, надеялась продать контрольный пакет акций «Solar Trust» немецкой компании, «Solarhybrid», однако та в марте также подала заявление о банкротстве. За ней последовала «Q-Cells», ещё одна немецкая «солнечная» компания, которая на этой неделе также подала заявление о банкротстве, разделив судьбу с «Солон», фотогальванической фирмой со штаб-квартирой в Берлине, обанкротившейся в декабре.
Эта волна банкротств накрыла Германию после того, как она решила в прошлом году снизить цены, которые были выше рыночных, – их ранее должны были платить поставщики коммунальных услуг за энергию из возобновляемых источников – и сократить субсидии, которые обошлись немецким налогоплательщикам в € 100 млрд. в виде подачек солнечной энергетике. Ещё до этого сокращения субсидий немецкие производители оборудования для солнечной энергетики боролись с ценовым давлением со стороны Китая, который ответил на западные субсидии наращиванием собственного производства, подрывая этим позиции более дорогостоящих европейских и американских производителей в этой отрасли.
Зелёные в Германии и за её пределами протестуют, указывая, что если правительства будут продолжать заставлять налогоплательщиков поддерживать энергию солнца, ветра и других фаворитов энергетики с низким уровнем выбросов углерода, эти технологии станут жизнеспособными. Но и это ещё далеко не ясно. «Q-Cells» и другие ответили на китайский вызов переносом некоторых собственных производств в Азию, чтобы сократить расходы. Этого оказалось недостаточно для их спасения.
На самом деле оказалось, что «зелёное» производство, которое должно было стать спасением планеты и новой промышленной базой для Европы, оказались уязвимым перед ценовой конкуренцией точно так же, как многие другие отрасли. Не ставящие своей целью создание жизнеспособных сравнительных преимуществ, немецкие субсидии разожгли ту самую конкуренцию, которая теперь разоряет национальную промышленность.
В итальянском правительстве, похоже, приняли к сведению эти экономические реалии и в минувшие выходные заявили, что сократят "чрезмерные" субсидии для солнечной и ветровой энергетики. Министр промышленности Коррадо Пассера дал дежурное обещание, что Рим по-прежнему остаётся сторонником экологически чистой энергетики, ветровой и солнечной экономики, но отметил, что "мы должны сделать это, не полагаясь излишне на возможности налогоплательщиков".
Если он будет придерживаться этой линии, Италия вскоре может увидеть увольнения и банкротства, которые поразили Германию. Учитывая итальянский уровень безработицы в 9.3% и рецессию, «солнечная вспышка» для неё будет особенно болезненной.
Означает ли это, что администрация Обамы реагирует подобным же образом? Американским налогоплательщикам только чудом удалось избежать выплат по «Solar Trust»: в прошлом году компания получила условное обязательство по $ 2,1 млрд. кредитных гарантий от Министерства энергетики, но и «Solar Trust» заявила в августе, что отступает от собственных обязательств.
Сайт администрации recovery.gov приводит список (на пять страниц) других солнечных проектов, текущие и будущие кредиты на сотни миллионов долларов. Даже после такого фиаско компании «Solyndra» - на $ 535 000 000, – активные сторонники* в Вашингтоне по-прежнему настаивают на том, что эти проекты – ключ к экономическому и энергетическому будущему Америки. Как и во многих других отношениях в наши дни, Европа демонстрирует, каким печальным может выглядеть это будущее.
Примечание:
* – в оригинале употреблено выражение cheerleaders, группа поддержки, команда девушек, в задачу которой входит моральная поддержка "своей" футбольной команды и дирижирование поддержкой болельщиков. Выступают в униформе, обычно в коротких юбочках, часто с жезлами; все они проходят соответствующую тренировку, так как их выступление часто само по себе спортивно-гимнастическое зрелище.
Комментарии:
Joel Levitt
Генри Форд решил платить своим работникам $ 5 в день, чтобы они могли позволить себе купить автомобиль. Конечно, они должны были откладывать некоторое время, прежде чем могли это сделать. Но Форд знал, что это окупится в долгосрочной перспективе.
Если администрация Обамы фокусируется на краткосрочной перспективе, наша экономика будет чахнуть и умирать, и нам не придется ждать очень долго.
John Segal
Он не знает значения термина «долгосрочная перспектива», всё, что он знает о ней – это известное высказывание Кейнса: "В долгосрочной перспективе мы все умрём".