Разрешение российским компаниям засекретить 18 видов данных не даст возможность США законно обосновать новые санкции к России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ имени Плеханова, профессор, доктор наук Валерий Масленников.
"Принятое российскими властями решение официально засекретить бизнес, который потенциально может попасть под американские санкции, стало следствием событий весны 2018 года. Тогда под жесткие ограничения США попали бизнес-структуры Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга – такие промышленные гиганты, как "Русал", En+, группа "ГАЗ" и другие. Это в определенной мере ударило не только по их бизнесу, но и отразилось на российской экономике.
На сегодняшний день компании из-под санкций выведены и даже восстановили прежние торговые обороты, но "осадок" остался. Потому Россия и предпринимает превентивные меры. Такие меры станут серьезным барьером для США при подготовке новых санкций к российским предприятиям, которые потенциально могут стать мишенями. Ведь выстроить цепочки собственности, оборотов и контрагентов американскому Минфину станет не в пример сложнее, а доказать претензии и вовсе не получится", - отмечает аналитик.
Правительство России определило перечень информации, которую эмитенты (компании и банки, выпускающие ценные бумаги) могут не публиковать, опасаясь западных санкций. Список состоит из 18 пунктов, среди них данные о руководстве, активах, структуре владения и ряд других. К примеру, они могут не публиковать сведения, если те раскрывают информацию о лице под санкциями, которая может способствовать введению западных ограничений против самого эмитента. Либо если компания уже находится под санкциями.
"Структура собственности в бизнесе, особенно крупном и среднем, никогда не прямолинейна. Есть владение, совладение, перекрестное владение, миноритарные доли, дочерние структуры, зависимые общества и многие другие сложные отношения внутри бизнес-империй. Иной раз приходится вычерчивать целые схемы взаимного переподчинения, чтобы в них разобраться. Если раньше США свободно получали эти данные из открытых источников, то теперь сделать это не смогут.
А еще есть партнерские схемы продаж, взаимозачеты, предоплаты, бартеры и другие схемы расчетов между контрагентами – это основа, на которой американцы строят санкции к предприятиям. Теперь такие данные становятся закрытыми. Минфин США попытается получить эту информацию через третьи руки, но, являясь частью коммерческой тайны, она явно будет неполной. А главное – неподтвержденной, то есть и обосновать законность претензий к компаниям РФ не удастся", - подчеркивает специалист.
Минимальные риски
Инициативу обосновали тем, что в условиях западного давления новые правила позволят компаниям оперативно реагировать на расширение санкционных списков и вывести из-под удара своих контрагентов (партнеров), попавших под санкции. Это связано с угрозой "вторичных санкций": с момента принятия в 2017 году американского закона CAATSA компании из третьих стран, сотрудничающие с лицами под санкциями, сами могут попасть под американские ограничения.
При этом ранее Центробанк уже закрыл данные целого ряда отечественных компаний, среди которых структуры попавших под санкции предпринимателей Дерипаски и Вексельберга. В этот же список попали предприятия, так или иначе причастные к российскому гособоронзаказу. Также не раскрывают свои данные ряд банков, в том числе те, что работают в Крыму. Эти российские инициативы уже вызывали недовольство властей США.
"США в своих санкциях вынуждены опираться на данные, которые можно легко подтвердить, иначе возникают вопросы уже к Вашингтону. Главный из них – не является ли повод для ограничений придуманным администрацией Белого дома и Конгрессом. Пока данные о владельцах и операциях российских компаний в открытом доступе, обосновать санкции легко. Но как только американцы кивнут на некие "собственные данные", то получат упреки в нарушении закона и предвзятости.
Естественно, американским элитам меры предосторожности России не понравятся, однако изменить они ничего не смогут. При этом вряд ли весь российский бизнес сегодня ринется закрывать свои данные, если прямой или косвенной опасности стать объектом санкций нет – прозрачность операций в определенной мере определяет доверие между партнерами.
Но и на инвестиционный климат РФ нововведения повлияют едва ли – весь мир понимает, что Россия оказалась в условиях жесткого давления со стороны США и защищает собственный бизнес. При этом у Центробанка и правоохранительных органов РФ доступ к информации остается, так что прикрыть нововведением махинации предпринимателям не удастся.
Однако потенциальным партнерам "закрывшихся" от излишнего внимания предприятий опасаться нечего – инвестор, доказав серьезность намерений, получит исчерпывающую информацию о контрагенте в России. Естественно, на условиях сохранения тайны. Сам зарубежный инвестор при этом выводится из-под риска вторичных санкций США", - заключает Валерий Масленников.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+