После развала Советского Союза Украине, можно сказать, повезло, ведь на ее территории на тот момент было сосредоточено несколько десятков крупных промышленных предприятий, которые могли выпускать продукцию в самых разных сферах и обеспечивать стране благополучную жизнь. Однако сохранить советское наследие Киев, к сожалению, не смог. Поэтому сейчас, 27 лет спустя, большинство заводов либо уже закрылись, либо оказались на грани банкротства.
При этом ситуация радикально ухудшилась после 2014 года, когда Украина разорвала отношения с Россией и фактически потеряла основной рынок сбыта. Наиболее ярким примером состояния современной украинской промышленности стали десять предприятий, которые в былые времена были настоящими флагманами в своих отраслях.
Государственный авиационный завод «Антонов» в прошлом был единственным предприятием Украины, которое занималось полным циклом создания самолетов. Причем свои ведущие позиции в этой сфере завод сохранял до 2014 года.
Так, в 2010 году на предприятии было собрано четыре самолета, а в 2011 году – уже девять авиамашин серии Ан-148, Ан-158 и Ан-32. «Антонов» активно наращивал производство и увеличивал прибыль. Правда, тут важно отметить, что сами самолеты строились на российские деньги, а после прихода новой украинской власти такая возможность, разумеется, исчезла.
Еще одна серьезная проблема «Антонова» заключается в том, что часть комплектующих для самолетов «Ан» выпускают российские предприятия. В связи с этим сейчас завод не только не может выпускать новые машины, но и полноценно обслуживать старые. Все это привело к тому, что концерн «Антонов» перестал быть самостоятельным и формально стал частью «Укроборонпрома». Однако в его составе предприятие пока не сообщает о каких-либо успехах в производстве новых самолетов.
После развала СССР остались на Украине и 11 крупных судостроительных предприятий мирового класса, одним из которых являлся Николаевский судостроительный завод, на котором когда-то был построен флагман Черноморского флота ВМФ РФ ракетный крейсер «Москва». Однако большинство этих предприятий оказались разрушены за минувшие годы.
В частности, в последние 10 лет Николаевский судостроительный завод фактически не получал заказов, из-за чего оказался на грани уничтожения. Власти Незалежной также не оказывали серьезной финансовой поддержки предприятию. Чтобы хоть как-то оставаться на плаву, после начала войны в Донбассе судостроительный завод, который раньше спускал на воду десятки крупнотоннажных кораблей, начал выпускать печки-буржуйки для нужд ВСУ. Однако надолго этих заказов не хватило, и в итоге осенью 2017 года Николаевский судостроительный завод окончательно прекратил свою работу.
Источник фото: news-front.info
Машиностроительный комплекс «Азовмаш» является одним из крупнейших на Украине и включает «Азовэлектросталь», «Полтавхиммаш», «Мариупольский завод тяжелого машиностроения» и «Мариупольский термический завод». В прошлом этот концерн был одним из крупнейших мировых поставщиков железнодорожных грузовых платформ и вагонов, автоперевозчиков, автотопливозаправщиков, а также металлургического, горнорудного и кранового оборудования.
Однако после «отлучения» от российского рынка у предприятия начались серьезные финансовые проблемы. Так, если в 2012 году «Азовмаш» выпустил 16 тысяч вагонов, то в 2014 году – только 623 вагона. В итоге сейчас машиностроительный комплекс имеет огромные невыплаченные кредиты и долги по зарплате, анадежд на то, что ситуация изменится к лучшему, пока нет.
Одесский припортовый завод является одним из крупнейших украинских предприятий в области химической промышленности. Занимался он в первую очередь перегрузкой химической продукции, которая шла на продажу из России и других стран СНГ на экспорт. Однако дела предприятия становятся хуже с каждым днем. Власти Незалежной потеряли надежду реанимировать завод и попытались продать его в рамках приватизации в руки частных инвесторов. Однако за минувшие три года покупателей для ОПЗ пока так и не нашлось.
Металлургическая отрасль ранее была одной из самых прибыльных для Украины. Сейчас ситуация в этой сфере катастрофическая, так как у предприятий нет заказов, а у властей – денег на модернизацию всей отрасли. В результате одним из первых здесь закрылся Кременчугский сталелитейный завод, который выпускал продукцию в первую очередь для стран СНГ. Кроме того, внутри самой Украины спрос на кременчугскую сталь также сильно упал. Поэтому сейчас сталелитейные заводы на Украине находятся в крайне трудном положении.
Источник фото: ntv.ru
Не лучше ситуация в Незалежной и с автопромом. Так, легендарный производитель легковых автомобилей — Запорожский автомобильный завод – в 2018 году не выпустил ни одной машины. А ведь еще в 2007 году с конвейеров ЗАЗ сошли 280 тысяч автомобилей, а в менее успешном 2008 году – около 50 тысяч «легковушек».
В плачевном состоянии находится и Кременчугский автосборочный завод. Прежде на этом предприятии каждый год собирали более 10 тысяч машин российских марок УАЗ, ГАЗ, ВАЗ, а также различных иномарок, например, SsangYong. Однако уже в 2015 году завод был закрыт.
Те предприятия автопрома Украины, которые еще окончательно не прекратили работу, находятся буквально на грани, так как в Россию украинские автомобили стало ввозить невыгодно из-за введенных пошлин, а в Европе они просто никому не нужны.
Традиционно Украина считается аграрной страной, однако даже это не спасает производителей сельхозтехники от разорения. В частности, предприятие «Львовсельмаш», которое занималось выпуском культиваторов, опрыскивателей, машин для обработки почвы, машин для картофелеводства и другой подобной техники оказалось банкротом.
Закрылся и один из старейших украинских производителей безалкогольных напитков завод «Росинка», располагавшийся в Виннице. Он был признан банкротом еще в 2016 году из-за того, что не смог выплатить долги по кредитам.