Охотник на отмывателей денег Билл Браудер известен тем, что затрубил тревогу о потоках денег, утекающих в страны с безналоговой юрисдикцией. Но он и сам пользовался услугами офшоров — на Кипре и на Виргинских островах.
Британско-американский бизнесмен ранее консультировал Европейский парламент после утечки документов панамской фирмы «Моссак Фонсека». Его пригласили в специальный комитет, чья задача — прикрыть налоговые лазейки. «Панамское досье» пролило свет на истинные масштабы уклонения от налогов. Но и сам Браудер пользовался услугами скандально известной фирмы.
Так, принадлежащая Браудеру фирма «Беркли Эдвайзерс» (Berkeley Advisors Inc) основана при участии «Моссак Фонсека» и базируется в налоговом убежище на Виргинских островах. Это признает сам Браудер.
«Ее основал мой партнер по фонду «Хермитедж» (Hermitage), Республиканский национальный банк Нью-Йорка. Почему они предпочли именно это фирму, мне неизвестно», — написал Браудер в электронном письме.
Сколько всего ваших компаний было создано при участии «Моссак Фонсека»?
«Несколько».
В 1996 году Браудер основал в России фонд «Хермитедж» и, по собственному признанию, стал крупнейшим иностранным инвестором в стране. Как он сам объясняет, в ноябре 2005 года его выслали из России, потому что он стал жертвой заговора. Российские спецслужбы провели в его офисе рейд, присвоили себе часть его инвестиционных компаний и похитили из российской казны 1,5 миллиарда долларов.
По словам Браудера, его налоговый консультант Сергей Магнитский этот заговор раскрыл, но был брошен в тюрьму, где и скончался в 2009 году из-за неоказания медицинской помощи.
С тех пор Браудер интенсивно лоббирует санкции против нарушителей прав человека, а также отслеживает подозрительные денежные потоки из офшоров обратно в крупные европейские банки — включая «Данске банк», чье участие в отмывании денег хорошо задокументировано.
Как борец с отмыванием денег вы не раз ставили под сомнение прозрачность юрисдикции Виргинских островов и Кипра. Почему же вы сами прибегали к их услугам?
«Бывают легальные офшоры, а бывают нелегальные. Офшорами на Виргинских островах я пользовался на законных основаниях: все было совершенно прозрачно и открыто для налоговиков, аудиторов и остальных заинтересованных сторон. Что до моей кампании, то она направлена против организованной преступности, отмывателей денег и других, которые заметают в офшорах следы», — отвечает Билл Браудер.
Эксперт по отмыванию денег Якоб Деденрот Бернхофт не скрывает своего скепсиса.
«Смахивает на лицемерие. Может, он и впрямь все делал по закону, кто знает, но даже так он косвенно поддерживал налоговые гавани, через которые отмываются деньги», — считает Бернхофт.
Он объясняет, что офшоры наподобие Виргинских островов не могут похвастаться прозрачностью и потому идеально подходят для укрывательства доходов.
«Если, скажем, Браудер или кто-нибудь еще переводит средства на Виргинские острова, то это, считай, черная дыра. Британские власти посылали запросы — и не раз — но никакого ответа не получили. А когда деньги возвращаются обратно в нормальный европейский банк, то проверить, откуда они, невозможно», — поясняет он.
Юридическая фирма «Моссак Фонсека» после скандала с «Панамским досье» закрылась.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.