Обойдемся без доллара?
О том, что БРИКС, объединении пяти стран, по сути своей неформальном, надо прежде всего побеспокоиться об экономическом суверенитете и независимости от США и доллара, говорят давно. Но только после довольно неожиданного присоединения к большой четвёрке – России, Китаю, Индии и Бразилии – ЮАР экономическая интеграция стала приобретать куда более реальные очертания. Уже создан единый банк БРИКС, капитал которого на сегодня составляет 100 млрд долларов, из которых 41 миллиард заложен Китаем, по 18 миллиардов – Россией, Индией и Бразилией и ещё 5 – ЮАР.
Банк БРИКС, штаб-квартира которого расположена в Шанхае, во многом повторил опыт Европейского банка развития, но в настоящее время это обычный коммерческий банк, хотя и с весьма определённым списком клиентов. Он пока что ограничивается кредитованием коммерческих банков, поддержкой малого и среднего бизнеса, а также отдельных проектов, не выходящих за рамки пятерки. Впрочем, с учётом того, что на БРИКС приходится почти 30 процентов мирового ВВП, можно понять, насколько широки эти рамки. Параллельно в странах БРИКС скрупулёзно изучали опыт распространения криптовалют, однако до эмиссии чего-то единого дело не дошло, и вряд ли в ближайшее время дойдёт.
Теперь речь зашла о разработке для стран БРИКС единой платёжной системы с условными названием BRICS Pay. С соответствующей инициативой выступила на днях Россия, у которой, кстати, уже есть собственная платёжная система «Мир».
Она, как известно, охватывает всего 50 миллионов держателей пластиковых карт, в то время, как в китайской UnionPay уже задействованы 6 миллиардов карточек. Индия, Бразилия и ЮАР тоже имеют собственные платёжные системы, не менее популярные и эффективные, чем в России. К тому же у «Мира» есть большие сложности с продвижением, причём не только и не столько из-за санкций, сколько из-за плохо налаженной стыковки с международными системами расчётов.
Так что реализация проекта, с большой вероятностью, начнётся с создания специального единого онлайн-кошелька, который должен интегрировать платёжные системы всех стран – участниц БРИКС. Новации ориентированы на то, что публика сможет оплачивать любые покупки, совершать сделки, оперировать с ценными бумагами в любой из стран «пятёрки», не обращая внимания на то, какая там валюта в ходу прямо со своего смартфона. При этом не придётся суетиться в поисках услуг традиционных транснациональных сетей.
Любому потребителю станет безразлично, в какой валюте ведутся расчёты, главное, чтобы комиссионные и потери на конвертации при этом были минимальными. Потому до сих пор доллар и переигрывал всех конкурентов, что любая попытка отказаться от него оборачивалась лишней суетой. По предложению России, которое она сделала буквально на днях в рамках Делового совета БРИКС, функционирующего под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ, интеграцию платёжных систем планируется реализовать в рамках создания общей для стран БРИКС платформы для розничных платежей и переводов.
При этом национальные платежные системы «пятерки» должна связать воедино отдельная сетевая «облачная» платформа. А общий кошелёк будет работать точно так же, как в уже опробованных публикой сервисах Apple Pay или Samsung Pay. Пока с ними конкурировать очень непросто, но если навстречу России пойдёт Китай с его 6 миллиардами карточек, система заработает уже как бы сама по себе.
На последних форумах БРИКС вполне официально было объявлено, что сопряжение национальных платёжных систем пяти стран, входящих в союз – это один из приоритетных проектов.
Российские специалисты полны оптимизма в отношении новой платёжной системы. Вице-президент Ассоциации российских банков, член Делового совета БРИКС Олег Прексин отметил, что для начала «интеграцию платежных систем планируется реализовать в рамках создания общей платформы для розничных платежей и переводов в странах БРИКС». Российский фонд прямых инвестиций при этом выступил в качестве координатора рабочей группы по финансовым услугам Делового совета БРИКС.
Нельзя забывать, что перед «пятёркой» с момента создания БРИКС стоит задача выработки комплекса мер, способных защитить политический и экономический суверенитет стран, прежде всего от США и их союзников.
Такая система позволит, как отмечал российский президент, «вести цивилизованный, взаимоуважительный диалог по всем спорным вопросам».
Единая платёжная система – это, разумеется, ещё не единая валюта. Но дистанция между ними может быть совсем небольшой. Россия проявила активность по BRICS Pay отнюдь не на ровном месте. И дело даже не в том, что на днях о готовности перевести Белоруссию на единую с Россией валюту объявил президент Лукашенко. Коллеги по БРИКС не могут не понимать, что влияние России в пятёрке может существенно вырасти благодаря мощной поддержке со стороны членов другого интеграционного объединения – Евразийского экономического союза.
Внутри ЕАЭС доллару уже практически не остаётся места. Но в экономической интеграции ЕАЭС намного опережает БРИКС, реально достигнув такого уровня, когда можно уже конкурировать с тем же ЕС. К тому же свободная конвертация валют стран, входящих в это интеграционное объединение, причём с нулевыми или же минимальными расходами на комиссионные, можно сказать, вот-вот станет нормой.
Валюту БРИКС можно «привязать» сразу ко всем пяти валютам стран-членов, не зря же комментаторы сразу заговорили о том, что она подкреплена золотом и экономикой не только самой «пятёрки», но и активами стран-сателлитов. Вытеснение доллара в очень существенном экономическом пространстве в таком случае – только вопрос времени. Хотя некоторые эксперты считают что США могут с лёгкостью использовать такой разворот в свою пользу. Для этого понадобится всего лишь, девальвировать доллар.
Сомнение в реальности такого сценария есть, но ведь и евро когда-то начинал как младший брат американской валюты, а сейчас теснит его везде, где только можно. Что впрочем, не мешает американцу оставаться основным резервным и расчётным ресурсом по всему миру. Ну а вопрос о том, не нарвётся ли Россия со своей инициативой на новую порцию санкций США и вслед за ними Западной Европы и Японии с Австралией, сейчас, кажется, ни у кого уже не возникает. Санкции – данность. И к ним, увы, нельзя подходить с позиций – «сегодня есть, а завтра – нет».
Специально для «Столетия» Источник: .stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|