«Холодная война 2.0» (столкновение США и их предполагаемых приспешников с четырьмя столпами евразийской интеграции – Россией, Китаем, Ираном и Турцией) серьёзно ударила по Южной Америке.
Нефтяные вопросы имеют значение, но всё сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Каракас совершил «смертный грех» в глазах «Исключительностьстана»: торговля нефтью в обход доллара и контролируемых США бирж. Те же действия предпринимают Иран и Турция; Россия (пусть и ограниченно) движется схожим путём. В конце концов, Китай тоже перейдёт на расчёты за энергоносители в нефтеюанях. Венесуэла приняла нефтяную криптовалюту и суверенный боливар, в результате чего уже в прошлом году администрация Трампа пригрозила отключить Каракас от международной финансовой системы.
Неудивительно, что Венесуэлу поддерживают Китай, Россия и Иран, борющиеся против стратегии энергетического доминирования администрации Трампа и стремящиеся навсегда устранить нефтедоллар из торговли энергоносителями.
Венесуэла является ключевым звеном. Психопат-убийца Болтон так и заявил: «Если мы сможем заставить американские нефтяные компании инвестировать и производить нефтяные мощности в Венесуэле, это будет иметь большое экономическое значение для США». Дело не только в том, чтобы дать ExxonMobil присвоить огромные запасы нефти Венесуэлы – суть в том, чтобы замкнуть их на доллары, сыграв на руку нескольким крупным нефтяным миллиардерам.
В силу снова вступает «проклятие природных ресурсов». Венесуэле нельзя позволить получать прибыль от своих богатств на собственных условиях – исходя из этого, Исключительностьстан принял решение об уничтожении этого государства.
В конце концов, всё сводится к экономической войне – в отношении венесуэльской PDVSA были введены санкции, которые фактически являются нефтяным эмбарго против страны.
И снова экономическая война
Вопреки рассказам западных корпоративных СМИ последние выборы в Венесуэле были абсолютно легитимными – фальсификация просто невозможна при использовании тайваньских электронных машин для голосования. Правящая Социалистическая партия получила 70 процентов голосов; оппозиция набрала 30 процентов. Выводы делегации Латиноамериканского совета экспертов по выборам были однозначны: выборы прошли «мирно и без проблем» и отражают «волю граждан Венесуэлы».
Сейчас уже с уверенностью можно говорить о том, что произошедшее в Венесуэле было классическим поддерживаемым США переворотом, направленным на смену режима. Для своих целей Вашингтон использовал местную компрадорскую элиту, поставив в качестве «временного президента» никому не известного Хуана Гуайдо.
Все помнят призыв «Асад должен уйти». Первым этапом сирийской «цветной» революции было разжигание гражданской войны, за которой последовала прокси-война через наёмников-джихадистов разных национальностей. Теперь роль Лиги арабских государств выполняет Организация американских государств. Место отправленных на свалку истории «Друзей Сирии» занимает клуб вашингтонских вассалов группа «Лима». Вместо «аль-Нусры» могут появиться, скажем, колумбийские «умеренные повстанцы».
Надо отметить, само правительство Мадуро совершило ряд ошибок, не сумев диверсифицировать экономику страны и не вкладывая средства в самообеспечение продовольствием. Не вызывает сомнений тот факт, что по меньшей мере два миллиона человек покинули Венесуэлу из-за хронической нехватки продуктов питания и медикаментов. Но ключевым фактором распространения кризиса является эмбарго США.
Так, посетивший Венесуэлу докладчик ООН, эксперт по международному праву и бывший секретарь Совета ООН по правам человека Альфред де Зайас прямо заявил о том, что Вашингтон ведёт экономическую войну против целого народа.
Интересно узнать мнение самих венесуэльцев. В ходе опроса, проведённого Hinterlaces ещё до начала нынешних событий, 86 процентов опрошенных заявили, что они против любого вмешательства США.
Российско-китайский фактор
Не приходится сомневаться в том, что США стремятся разжечь гражданскую войну в стране.
Подозрительные «вооружённые группы» развили бурную активность в районах Каракаса, действуя под покровом ночи и раздувая «общественные волнения» в социальных сетях. Тем не менее, у Гуайдо нет абсолютно никакой власти внутри страны. Его единственный шанс на успех – создать параллельное правительство, использовав нефтяные доходы и арестовав членов правительства по сфабрикованным обвинениям с помощью Вашингтона.
Но, несмотря на фантазии неоконов, «взрослые дяди» в Пентагоне должны понимать, что вторжение в Венесуэлу может обернуться вторым Вьетнамом. Не стоит забывать о 15 тысячах кубинцев, отвечающих за безопасность правительства Мадуро; они уже не раз демонстрировали, что не намерены уступать кому бы то ни было.
Всё возвращается к тому, что могут сделать Китай и Россия. Напомним, Китай является крупнейшим кредитором Венесуэлы. В прошлом году Мадуро был принят Си Цзиньпином в Пекине, получив дополнительные кредиты на 5 миллиардов долларов и подписав не менее 20 двусторонних соглашений.
В свою очередь, президент Путин в телефонном разговоре предложил свою полную поддержку Мадуро, подчеркнув, что «разрушительное вмешательство из-за рубежа грубо нарушает основные нормы международного права».
К январю 2016 года нефть достигла отметки в 35 долларов за баррель, что означало катастрофу для венесуэльской казны. Тогда Мадуро решил передать «Роснефти» 49,9 процента акций американской дочерней компании PDVSA, Citgo, в обмен на кредит в 1,5 миллиарда долларов. Это должно было стать настоящим сигналом тревоги для Вашингтона: «злобные» русские стали совладельцами основного имущества Венесуэлы.
В конце прошлого года нуждающийся в дополнительных средствах Мадуро разрешил российским компаниям проводить золотодобычу в Венесуэле. И это ещё не всё; никель, алмазы, железная руда, алюминий, бокситы – эти ресурсы востребованы Россией и Китаем, но также и США. Что касается золота Венесуэлы (на сумму 1,3 миллиарда долларов), которое хранится в Банке Англии, то о его возвращении можно забыть.
А затем, в декабре прошлого года, произошло событие, весьма неприятное для закулисы – в Венесуэлу прибыли два стратегических бомбардировщика Ту-160.
Энергетический план администрации Трампа может заключаться в присоединении Венесуэлы к картелю «Страны-экспортёры нефти из Северной Америки и Южной Америки», способному составить конкуренцию соглашению «ОПЕК+», заключённому между Россией и Домом Сауда. Но даже если бы эта затея увенчалась успехом, дополнив альянс США и Катара по СПГ, далеко не факт, что этого достаточно для обеспечения превосходства нефтедоллара в долгосрочной перспективе.
Энергетическая интеграция Евразии, в основном, пойдёт в обход нефтедоллара; это заложено в основу стратегии БРИКС и ШОС. Россия обеспечивает себе долгосрочное энергетическое партнёрство с Европой посредством различных проектов – от «Северного потока-2» до «Турецкого потока». Господство нефтеюаня – это лишь вопрос времени. Москва, Тегеран, Анкара и Эр-Рияд вполне отдают себе в этом отчёт.
Так что насчёт «плана Б», неоконы? Готовы к тропическому Вьетнаму? Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|