Технологический и экономический прорыв, анонсированный в послании президента Федеральному собранию и его майскими (2018) указами — принципиальная основа экономической политики России и национальных целей ее развития.
Сегодня, в конце года, эксперты подводят некоторые итоги реализации заданных целей. К сожалению, преобладает пессимизм и критика. Так, ведущий эксперт по вопросам экономического роста, зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач констатирует, что для экономического роста выше 3% нужны «правильные решения…, инвестиционный рывок, чего пока не наблюдается, а изъятие нефтяных доходов через бюджетное правило нельзя назвать благом для ускорения ВВП. Практически весь выигрыш от нынешних цен нефти — около 70 долл. за баррель, — ушел в отток капитала. Его чистый отток, по данным Центробанка, в январе-октябре составил рекордные 42,2 млрд. долларов. Надежды правительства на ускорение экономического роста через инфраструктурные проекты он считает спорными (НГ, 14.11.18).
Эксперты «S&P» также сомневаются в возможности прорывного экономического роста за счет выбранной стратегии масштабных инвестиций в нацпроекты, а это — 30 трлн. руб. Эксперты не разделяют оптимизма правительства Медведева, вписавшего в свои официальные документы 3% рост ВВП уже в 2021 году, в котором сохранится высокая ключевая ставка ЦБ и дорогие кредиты для бизнеса.
14 ноября сего года «НГ-Наука» в публикации, посвященной общему собранию РАН с повесткой «Научное обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития РФ» (под саркастическим подзаголовком «Правительство так и не придумало, зачем этот прорыв нужен и куда прыгать будем») комментирует выступление на общем собрании РАН вице-премьера Татьяны Голиковой.
Тульские единороссы хотят поменять порядок избрания депутатского корпуса накануне региональных выборов 2019 года
Вице-премьер фактически признала, что за пять лет реформы академической науки в стране произошла существенная деградация по всем основным направлениям, которые сегодня определяют конкурентоспособность и социально-экономическое развитие любой страны.
Экономический рост стран ОЭСР, как следует из отчета организации, за первую половину этого года составил 2,5%, а США — 2,8% с таким же или более высоким результатом в 2019 году (ВВП России, по оценке МЭР, в 2018 году увеличится на 1,76% и в 2019 г. — на 1,55%). Эксперты отмечают, что США последовательно придерживаются политики привлечения капитала в свою экономику, важнейшим инструментом которого является подъем ставки рефинансирования, повышающей доходность долларовых инвестиций. Это стимулирует отток средств из развивающихся стран в США, а торговые войны Трампазаставляют многие производства вернуться в Америку, где они получают налоговые льготы.
В России же складывается парадоксальная ситуация, отмечается экспертами «WEF»: рекордный профицит бюджета и низкая инфляция не снижают предпринимательских страхов и рисков, ключевым из которых является бюджетный кризис. Сколько бы ни стоила нефть на мировом рынке, для российской экономики, благодаря «бюджетному правилу», она стоит 40 долларов за баррель. А это означает дефицит «живых денег» для бизнеса и высокие налоговые нагрузки, в том числе по восполнению частным бизнесом налоговых поступлений в бюджет, так как теневые конкуренты находятся вне видимости налоговых органов (НГ, 16.11.18).
Правда, как считает научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, «деньги найдутся на Востоке», поскольку доступ к финансам Запада закрыт на годы вперед (РГ, 07.11.18). Президент Путин, принимавший участие в конференции Россия-АСЕАН на Восточноазиатском саммите (Сингапур, ноябрь сего года), рассказал, что новые санкции Запада не остановят рост сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии. На эти страны сегодня приходится 25% внешнеторгового оборота России (20 млрд долл.). Дальнейшему росту будут способствовать соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом, Китаем, Индией (РГ, 16.11.18). Неясен, правда, вопрос о перспективах технологического прорыва, учитывая, что страны Востока во многом зависят от технологий Запада.
Всем понятно, что без экономического и технологического прорыва сохранить фактически обретенный Россией статус мировой державы, а тем более войти в пятерку ведущих стран, практически невозможно. Для этого требуется научно обоснованный и практически осуществленный комплекс неординарных мер промышленной и финансовой, налоговой, внешнеторговой и социальной политики. Как подчеркивает член-корреспондент АН Андрей Спартак, шансы России достойно вписаться в экономику будущего и осуществить технологический прорыв будут зависеть от инноваций в сфере госуправления, его переосмысления и обновления (стр. 12 только его что вышедшей книги «Современные трансформационные процессы в международной торговле и интересы России», М., 2018).
В этой связи «Аргументы недели» (27.09.18) делают выводы о «стремительной эрозии власти при абсолютно авторитетном президенте» и задаются вопросом, «зачем он держит правительство, где нет специалистов… В 1998 г. спасать ситуацию в экономике позвали порядочного и умного Евгения Примакова. Сегодня все намного сложнее, но пора делать то же самое». И вот уже новый глава Хакасии Валентин Коновалов (КПРФ) заявляет, что за образец нового правительства Республики он решил взять правительство Евгения Примакова (НГ, 14.11.18).