Экспорт природного газа из США возможен только за счет СПГ – против географии не попрешь. То, что многие годы было преимуществом Штатов – удаленность, изолированность от Европы, сейчас несет негативный для них характер: газопровод к самым платежеспособным потребителям не построишь, длительность маршрута доставки не изменишь.
Почти такой же неодолимости барьер – действующее законодательство, которое слишком уж жестко было «заточено» под интересы США как покупателя газа. Когда и как Штаты смогут убрать искусственные бюрократические преграды – проблемы Штатов вообще и Дональда Трампа, который находится в жестком противостоянии со своими политическими оппонентами, в частности.
Развивая добычу сланцевого газа на своей территории, Штаты неизбежно вызвали серьезные перемены на мировом газовом рынке еще до того, как начали его экспортировать в виде СПГ. До «сланцевой революции» они были крупнейшим в мире импортером газа, на поставках Штатам СПГ выросла отрасль производства СПГ в Катаре, планировали выйти на американский рынок компании других стран. Начиная с 2010 года, все стало радикально меняться – Штаты перестали закупать чужой газ. Производители вынуждены были искать новые рынки сбыта и, если бы не трагические события с АЭС «Фукусима-1», произошедшие в марте 2011 года – как знать, чем бы закончилась эта сумятица.
Добыча природного газа в Штатах росла-росла и выросла – увеличилась настолько, что Америка смогла задуматься о его экспорте. Но «Америка задумалась» - фраза, которую можем произнести вслух только мы, привыкшие думать державно-государственно, за океаном все несколько иначе. Правильнее сказать – в Штатах появились частные предприниматели, оценившие перспективы экспортных поставок СПГ на активно растущий мировой рынок газа.
Государство США настолько много вещало о либеральной экономике, что умудрилось само в нее поверить – увлеклось, с кем не бывает. В пылу пропагандистской войны Штаты взяли, да и сами себе как государству запретили создавать компании, которые бы непосредственно занимались газовым бизнесом. Не возникло тут никакого американского аналога Газпрома – законы не позволяют ничего подобного.
Сжижения газа как отдельной отрасли экономики в Штатах не было, ее создание и становление стало предметом забот и хлопот американских частных компаний. При этом не газовых компаний, компаний «вообще» - законы США не дают возможностей создавать вертикально интегрированных компаний. «Хочешь заниматься производством СПГ? Ноу проблем – иди приобретай газ на нашу национальную биржу Henry Hub и делай с ним, все, что тебе хочется».
Для поклонников либеральной экономической доктрины – прекрасная картина, радующая взор. А как это выглядело на практике? Завод по крупнотоннажному сжижению СПГ, прямо скажем, весьма и весьма дорогое удовольствие. Общие расходы на создание «Ямал-СПГ», к примеру, составляют около 20 млрд долларов. Компании, у которых на счетах без дела валяются вот такие суммы, в природе практически не существуют («Сургутнефтегаз» - исключение, которое не отменяет правило), потому обращение к банкам любому инициатору строительства СПГ-завода было неизбежно, как крах империализма.
Банкиры любой страны работают, в общем-то, по одной схеме. «Вы хотите получить кредит? Прекрасно. А есть ли у вас активы, которые станут залогом, обеспечением этого кредита?» Когда к банкирам обращается, допустим, Газпром, разговор сразу становится конструктивным, поскольку с активами вопросов просто не возникает. Месторождения, скважины, трубопроводы магистральные и распределительные, компрессорные станции, газоперерабатывающие заводы – список длиной в километр. А что в Штатах? «Активов на такую сумму у меня нет и в помине, есть желание, предварительная договоренность о получении лицензии на экспорт СПГ и кусок земли в Техасе, где можно разместить завод». Какой была реакция американских банкиров?..