С 1990-х годов цены на нефть поднимались выше ста долларов за баррель всего лишь несколько раз. За последние семь недель стоимость «черного золота» выросла на 18 %. Сейчас она достигла четырехлетнего максимума в 85 долларов. Обозреватели Financial Times уверены, что в скором времени цена барреля нефти будет состоять из трех цифр. В своей статье, перевод которой эксклюзивно для своих читателей представляет «ПолитРоссия», они рассказали, кто выиграет, а кто проиграет от высоких цен на «кровь Земли».
Развивающиеся рынки в Азии, как правило, страдают от подобных нефтяных скачков. Развитые экономики не защищены, а для крупнейших импортеров нефти потребление падает. Неудивительно, что более высокие цены благоприятны для таких стран, как Норвегия, Канада и Бразилия.
Обозреватели Financial Times в своей статье приводят слова главного экономиста Citigroup Inc. по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Гонконге Джоанны Чуа, которая считает, что больше всех из-за высокой стоимости нефти страдают азиатские страны, так как, помимо Малайзии, большинство из них являются нетто-импортерами «черного золота». Она также отмечает, что на сегодняшний день Сингапур уже испытывает значительный дефицит нефти и газа ( около 6,5%).
Если цены на нефть вырастут на 10 долларов за баррель, то Тайвань, Корея и Таиланд окажутся в очень тяжелом положении. В своей статье журналисты Financial Times отмечают, что некоторые страны с развитой экономикой столкнутся с такими же проблемами. По словам Саймона МакАдама из Capital Economics, если цены марки Brent установятся на уровне ста долларов за баррель до 2019 года, то потребители в крупных странах с развитой экономикой увидят, что затраты на топливо потребляют еще 0,3 % их ежегодных расходов домашних хозяйств.
Страны, в которых производят нефть, получат наибольшую выгоду, если цена на «кровь Земли» будет состоять из трех цифр. Обозреватели Financial Times также отмечают, что на сегодняшний день прибыль таких государств ниже, чем в предыдущие скачки стоимости «черного золота». Сегодняшний нефтяной всплеск обусловлен не избыточным спросом, а слишком небольшим спросом.
Стоит напомнить, что резкое увеличение стоимости нефти связано с американскими санкциями, которые нависли над Ираном.
Автор: Сергей Матвеев