На этой неделе агентство Bloomberg опубликовало большой материал, в котором описал схемы влияния главы Банка Латвии Илмара Римшевича, обвиняемого в коррупции, на латвийский банковский сектор. В статье также описано, сколько подозрительных средств проходило через латвийские банки.
Как пишет Bloomberg, спустя несколько месяцев после громкого скандала с задержанием Римшевича, глава Банка Латвии по-прежнему негодует. Очевидно, что его репутация запятнана, и более того - ему грозит 11 лет тюрьмы, если вина будет доказана. Римшевич обвиняется в получении взятки в размере 250 000 евро от местного банка, связанного с отмыванием денег. Напомним, суд инкриминирует Римшевичу вымогательство взятки от Trasta Komercbanka, но тот свою вину отрицает, утверждая, что в это время не нес никакой ответственности за банковский сектор, а следовательно, и влиять никак не мог.
Римшевич уверен, что обвинения против него сфабрикованы, мол, он хотел бороться с грязными деньгами в Латвии, и поэтому стал неудобен банкам.
Издание пишет, что весь этот скандал стал пятном позора для маленькой Латвии, которая входит в ЕС и НАТО. Скандал с Римщевичем только подтверждает давние подозрения в коррупции на самом высоком уровне в Латвии и ее роли в отмывании грязных денег.
Грязные деньги в Латвии
Латвийские банки долгое время были магнитами для массовых денежных потоков, - пишет Bloomberg. Около 1 процента всех американских долларов, перемещающихся по всему миру в 2015 году, проходило через Латвию. Это в 30 раз больше, чем можно ожидать от экономики маленькой прибалтийской страны. Причем в основном эти деньги - российского происхождения, поскольку Латвия и Россия имеют общие границы и некогда общую историю.
Власти Латвии только недавно начали упорядочивать банковскую отрасль, где отсутствие адекватного контроля на протяжении многих лет стало очевидной вещью, если судить по высказываниям банкиров, бывших и нынешних должностных лиц в Латвии, России, США и Европе. По мере того, как банковский сектор сокращается, а давление США грозит ограничить доступ Латвии к международной финансовой системе, Латвия обящалась упорядочить банковскую деятельность в рекордные сроки. Озабоченность в отношении слабых мер по борьбе с отмыванием денег в Европе в сентябре еще более усилилась после раскрытия информации о том, что эстонское подразделение Danske Bank в Дании, возможно, отмыло не менее 9,1 млрд. долларов США с 2007 по 2015 год, причем грязные деньги в основном поступали из России.
Российский след
Последствия скандала с Римшевичем также ощущаются в Москве, ведь он был среди тех людей, кто курировал создание латвийского банковского сектора еще в 1990-х годах, - говорит Валерий Каргин, бывший владелец национализированного в 2008 году Parex Banka.
А предприниматель Арнольд Бабрис прямо заявляет, что Римшевич не мог быть не связан с КГБ хотя бы потому, что в 1998 году, за три года до распада Советского Союза, он поехал на однолетнюю программу обмена в университет Нью-Йорка.
И, по словам Бабриса, это было невозможно сделать «без интереса со стороны КГБ».
Впрочем, Римшевич это отрицает и говорит, что просто выиграл это место, пройдя конкурс.
озвращаясь к временам Parex, изданием пишет, что именно Римшевич был в центре создания банковской системы в начале 90-х годов. Он был «одним из создателей и кураторов существующей банковской системы, включая надзор», - подтверждает Каргин. В ранние годы русские связи Parex распространялись и на Путина, затем на мэра Санкт-Петербурга. Каргин говорит, что будущий президент России лично разрешил Parex открыть офис во втором по величине городе России.
Bloomberg пишет, что Римшевич был неоднократно информирован от разных источников о том, что Parex занимается незаконной деятельностью, однако сам Римшевич не припомнил этих событий.
ABLV : жертвы холодной войны
В истории с ABLV Bank влияние Римшевича также есть. Совладелец банка Эрнест Бернис считает, что ABLV, по сути, стал жертвами новой холодной войны.
«Существует крупная геополитическая кампания против российских денег, против России, и наш банк стал жертвой этого», - говорит он.
Независимо от того, является ли ABLV жертвой или виновником собственной гибели, его падение - это история морали для тесно связанного мира латвийских финансов, - пишет издание.
По мере того, как Parex выбывал из игры, многие владельцы своих счетов перевели свои активы в ABLV. После приостановки работы банка в феврале этого года вкладчики бросились снимать деньги.
Впрочем, резкие выпады США не должно были стать сюрпризом. В 2016 году Министерство юстиции США назвало ABLV и Parex в качестве пунктов назначения для некоторых из 800 млн. долларов, возможно, коррумпированных платежей, произведенных компаниям, связанным с дочерью покойного президента Узбекистана Исламом Каримовым Гульнарой Каримовой.
Это было всего лишь одним из серии скандалов с отмыванием денег с участием латвийских банков, в том числе мошенничество в размере 1 миллиарда долларов в Молдове с 2010 по 2014 год. Большая часть денег исчезла всего за три дня - и была отмыта через латвийскую финансовую систему, сообщается в отчете Kroll Inc., компании по корпоративным расследованиям и консалтингу рисков в Нью-Йорке. ABLV был одним из банков, которые занимались счетами, связанными с мошенничеством, говорится в отчете.
Полмиллиона за поддержку
Но даже молдавское мошенничество было заслонено открытием того, что латвийские банки помогли перевести 20 миллиардов долларов из России в банки по всему миру с 2011 по 2014 год. И в расследованиях по этому делу упоминается Латвия, как «русская прачечная» и латвийский банк Trasta, через который прошло якобы 13 миллиардов долларов.
Это возвращает историю к Римшевичу. Латвийские прокуроры утверждают, что Римшевич потребовал от Trasta 500 000 евро в обмен на помощь в сохранении лицензии для банка. И якобы он получил половину этой суммы в виде нескольких денежных выплат в 2012 и 2013 годах, а виду бонуса ему подарили рыбалку на Камчатке в 2010 году. Бывший владелец Trasta Игорь Буймистер утверждает, что банк никогда не был оштрафован, хотя признает, что при желании Римшевич мог контролировать любой латвийский банк.
Он также открыто говорит о распространенности отмывания денег в Латвии:
«Невозможно уберечься от таких схем. Этот вид денег проходит почти во всех банках»
Однако после того, как Латвия вступила в Клуб богатых стран, ее отношение к таким вещам изменилось. Тогда еще, в 2015 году Латвию четко предупредили, что большая часть денег, поступающих в Латвию, поступает из «стран с высоким уровнем коррупции». И только после этого была отозвана лицензия Trasta и началось повальное штрафование банков за несоблюдение нормативов по отмыванию денег.
100 тысяч за поддержку
Григорий Гусельников, гражданин США, родившийся в России, является председателем и владельцем Norvik Banka. Он говорит, что, несмотря на ужесточение надзора, Римшевич вымогал взятки в размере 100 000 евро в месяц из его банка. Гусельников выступил с обвинениями в вымогательстве в 39-страничной жалобе, поданной в декабре в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, который является подразделением Всемирного банка. Он утверждает, что из-за того, что Norvik отказался делать выплаты, Комиссия по надзору за рынками финансов и капитала ужесточила требования к соблюдению нормативов банком. Впрочем, Римшевич и это отрицает.
«Сомнительные деньги? Вероятно, их много« Так говорит Валерий Белоконь, владеющий контрольным пакетом акций Baltic International Bank об огромных суммах, поступающих в латвийские банки. Сидя в своем роскошном офисе, Белоконь, совладелец английского футбольного клуба «Блэкпул», откровенно признается:
«Мы все заложники этой системы, и все мы ее создали. Люди, управляющие банками, не могли отказаться от легких денег».
Другие латвийские банкиры рисуют аналогичную картину. Гусельников из Norvik говорит, что клиенты из России и других бывших советских республик платили комиссионные более 10 процентов за переводы грязных денег в Латвию. (Александр Шаркевич, бывший сотрудник МВД России, который проводил расследования по отмыванию денег, говорит, что согласен с этой оценкой.) Гусельников, который живет в Великобритании, говорит, что не чувствует себя в безопасности в Латвии, так как открыто обвиняет Римшевича. «В течение 25 лет этот человек был у власти. Это больше, чем Путин, - говорит он. «Я разговаривал с ним. Он говорит так: «Я король Латвии».
Эрнест Бернис говорит, что в течение нескольких лет Римшевич делал «намеки» о необходимости «сотрудничать» с банком. (Человек, близкий к ABLV, который попросил остаться анонимным, говорит, что Римшевич грозил распространять информацию, наносящую ущерб банку, говоря так: «Если вы не хотите сотрудничать, американцы придут к вам».) Бернис утверждает, что он прекратил контакты с Римшевичем к началу 2015 года. После того, как министерство финансов США опубликовало свой отчет о ABLV в феврале этого года, ABLV подал заявление в полицию с подробными доказательствами о нарушениях Римшевича. Правда суть обвинений банкир не раскрыл.
Несмотря на то, что Латвия встала на путь упорядочивания банковской системы и отказа от работы с компаниями - оболочками, темная сторона латвийского банковского дела еще дает о себе знать. В мае был убит Мартиньш Бункус, адвокат, специализирующийся на банкротствах. И одно из его дел было связано с ликвидацией банка Trasta. Римшевиш говорит, что убийство адвоката заставило его более серьезно относиться к рискам для собственной жизни - «эти вещи связаны с возмездием латвийских банков, которые попали под контроль».
Другими словами, Римшевич опасается, что банкиры из прошлого, которые были обижены на него, могут сейчас представлять опасность для его жизни. Правда никаких фамилий он не называет. Сейчас он намерен бороться: «На данный момент у меня нет планов. Мой единственный план - сражаться в суде».