С тех пор как началась блокировка западных кредитных карт, принадлежащих россиянам, Москва работает над созданием собственной платежной системы. Порядка 34 миллионов граждан страны принимают участие в этой работе — правда, зачастую не совсем добровольно.
Весной 2014 года многим россиянам пришлось столкнуться с ситуацией, вызвавшей у них большие опасения: американские концерны «Виза» (Visa) и «Мастеркард» (Mastercard) без предупреждения стали блокировать кредитные карты определенных клиентов. Десятки тысяч людей не смогли больше снимать деньги в банкоматах, осуществлять денежные переводы и расплачиваться картами за границей.
Блокировка банковских карт стала элементом первых санкций, введенных Западом после начала «крымского кризиса». В санкционный список США попали лица из близкого окружения президента России: его многолетние партнеры по дзюдо, миллиардеры Аркадий и Борис Ротенберги, а также Юрий Ковальчук, которого в Вашингтоне называют «кассиром Путина». И хотя против банков, контролируемых ими, не были введены прямые санкции, «Виза» и «Мастеркард» в целях предосторожности стали блокировать платежные услуги для клиентов этих финансовых институтов. Ограничения продлились всего два дня, но Кремлю было четко дано понять, насколько российская финансовая система зависит от международной.
Банковская карта для России
Реакция не заставила себя долго ждать. Сначала российское правительство обязало американские платежные системы проводить все транзакции через новый операционный центр, контролируемый Центробанком. Но это был лишь первый шаг к вожделенной финансовой автономии.
В 2015 году Кремль распорядился создать национальную платежную систему под названием «Мир». Начался выпуск банковских карт под тем же названием.
Впрочем, новая платежная система была не особенно популярна, и тогда правительство воспользовалось собственной властью. Государственная Дума год назад приняла закон, согласно которому всем госслужащим должны перечислять зарплату на российские банковские карты.
Это важный фактор, потому что число госслужащих в России составляет порядка 30 миллионов. К ним можно добавить студентов, которые также были в обязательном порядке переведены на карты «Мир».
Так что нет ничего удивительного в том, что число клиентов «Мира» стремительно выросло. По опросам социологической службы ВЦИОМ, в 2017 году картами «Мир» пользовались лишь 3% россиян (4,4 миллиона). В 2018 году их доля выросла до 23% (34 миллионов), как сообщил заместитель директора «Мира» Сергей Бочкарев.
Однако в России далеко не все довольны альтернативой «Визы» и «Мастеркарда». Так, возможности по осуществлению платежей за границей сильно ограничены: картой пока можно пользоваться только в Армении. Кроме того, возникают проблемы с многими торговыми онлайн-платформами, а приложений по осуществлению мобильных платежей у «Мира» и вовсе нет.
Да и сами методы властей по внедрению новой системы многие считают неуместными. «На самом деле все делается по-советски: тогда постоянно пытались насадить что-то хорошее „сверху". Но государство всегда рискует, ограничивая конкуренцию», — сказал российский экономист Павел Медведев.
До конца этого года, по прогнозам, будет выпущено около 54 миллионов карт «Мир». Судя по тому, как события развивались до сих пор, эта оценка вполне реалистична.
После «дела Скрипалей» многие вновь требуют исключения России из международных платежей
Ключевым моментом международной платежной системы является так называемая система СВИФТ (SWIFT), облегчающая платежи между разными странами. И хотя это частная компания со штаб-квартирой в Бельгии, она считается мощным инструментом в руках американцев, когда речь заходит об экономических санкциях.
Ведь тому, кто будет «откреплен» от СВИФТ, придется тяжело. В свою очередь СВИФТ не может себе позволить подвергнуться блокировке со стороны американцев. В этой ситуации глава МИД Германии Хайко Маас (Heiko Maas) высказался за поиск альтернатив для СВИФТ. Так, с целью избежать американских санкций за экономическое сотрудничество с Ираном европейцы, русские и китайцы уже начали соответствующую работу.
У идеи исключить Россию из числа участников СВИФТ есть сторонники не только в США. Об этом заговорили после начала «крымского кризиса». В 2014 году Европейский парламент даже поддержал эту санкцию, но Еврокомиссия выступила против.
После отравления бывшего шпиона Сергея Скрипаля в Великобритании кое-кто стал вновь выступать с подобными требованиями. Исключение России из системы международных платежей парализовало бы все финансовые операции на ее территории. Для Кремля это, несомненно, обернулось бы настоящим кошмаром.
Альтернатива для СВИФТ — с 9 до 17 часов
Еще в 2017 году глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина объявила, что тайная альтернатива для СВИФТ уже готова. «Мы успешно завершили работу над собственной системой. Если произойдет что-то непредвиденное, все операции в формате СВИФТ будут продолжаться без проблем», — сказала она на встрече с российским президентом.
Проект получил название «Система по передаче финансовых сообщений» (СПФС). Насколько она функциональна, долгое время оставалось непонятно. Лишь в конце 2017 года к СПФС подключилась первая компания — российский энергетический гигант «Роснефть». О планах по переходу на СПФС объявил также технологический концерн «Ростех», работающий главным образом на оборонную промышленность.
Впрочем, западные наблюдатели пока оценивают возможности СПФС довольно скептически. Ее нельзя назвать полноценной заменой СВИФТ, потому что она осуществляет переводы лишь внутри страны. Кроме того, система работает в строго ограниченное время — с 9:00 до 17:00.
По утверждению ЦБ, вскоре действие СПФС будет расширено и на иностранные финансовые организации. Однако конкретных планов в этой области озвучено не было. Газета «Известия» сообщила, что СПФС в будущем году могла бы быть преобразована в платформу на блокчейн-основе. Впрочем, ЦБ не подтвердил и не опроверг эту информацию.
Несмотря на множество уязвимых точек, стратегия Москвы сыграет определенную роль в расширении возможностей отечественной платежной системы, считает российский эксперт по финансам Анна Антипенко. «Если весь финансовый сектор не будет отключен от СВИФТ, то СПФС существенно смягчит проблемы для банков, подвергшихся санкциям», — считает она. А банки, по-прежнему участвующие в СВИФТ, могли бы играть посредническую роль для российских финансовых транзакций.
Впрочем, Антипенко также признала, что у Москвы нет эффективных инструментов на случай полного отключения России от СВИФТ. В такой чрезвычайной ситуации СПФС будет бесполезна, потому что она не интегрирована в глобальную сеть банковских коммуникаций. Пока ее возможности ограничиваются пределами страны.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Наши, что.... кретины, разрабатывать систему, которую нельзя интегрировать в международную финансовую сеть? Чушь какая.
От Алекс Зес:
Не стоить верить каждому слову. Система пока национальная, но при необходимости ее можно внедрить как международную. Иное дело что это не вопрос желания, а достаточно длительная процедура требующая согласования с партнерами.