Для создания умного города берем заинтересованного мэра, ставим его во главе проектов, определяем приоритетные направления и ждем федеральных субсидий
В середине сентября созданный Минстроем России электронный «Банк данных умных городов» содержит 65 проектов. Это решения по созданию цифровых платформ управления городами, оптимизации энергозатрат, обеспечению теплового комфорта для жителей, формированию умной транспортной инфраструктуры, управлению отходами, контролю качества среды и прочие, предлагаемые за образец к тиражированию в больших и малых муниципальных образованиях.
По задумке федеральных чиновников, приобщение к этому банку данных поможет российским городам повысить IQ.
— Умный город — это город, удобный для людей. Наша задача в том, чтобы сделать его удобным путем внедрения инновационных решений, цифровых технологий. Но для этого нужны стимулы. Предполагается увеличить субсидии тем субъектам Российской Федерации, которые внедряют такие инновационные решения. Мы разработали методику для определения уровня IQ городов — динамика этого индекса будет влиять на размер федеральной поддержки. А для того, чтобы было понятно, какие решения планировать, мы совместно с Ростелекомом запустили банк данных умных городов, предоставив, по сути, бесплатный справочник для всех заинтересованных лиц, как нужно поступать, — пояснил замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис.
В банке данных — проекты как реализованные, так и находящиеся в стадии выполнения, в том числе в уральских городах. Например, в Ижевске внедряется информационная система (ИС) для компаний, управляющих недвижимостью. Ее пользователями являются управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, сервисные компании, оказывающие бытовые услуги населению, и собственники жилья. ИС позволяет принимать платежи онлайн, проводить общие собрания собственников в форме заочного голосования, получать обратную связь от жителей, принимать показания индивидуальных приборов учета и многое другое. Такая система повышает собираемость платежей, повышает эффективность работы управляющих компаний и удовлетворенность клиентов качеством обслуживания.
В Екатеринбурге реализуется проект по составлению рейтинга энергоэффективности жилых домов с использованием анализа больших данных. Со следующего года в рейтинг предполагается включить все дома города. Использовать эти данные можно при оценке работ по капремонту, при выборе квартиры, при оценке качества объектов застройщиков, при оценке эффективности обслуживания систем автоматического регулирования тепла.
Давай, только быстро
Но предлагаемый Минстроем банк данных не дает ответов на системные вопросы, связанные с развитием в России умных городов. Хорошо, отдельная «управляшка» осознала выгоду от цифровизации некоторых процессов и внедрила у себя некий программный продукт. Но как к этому должны быть причастны региональные и муниципальные органы власти? Как выстраивать системное взаимодействие в этой сфере администрации и частных компаний (заказчиков, разработчиков и исполнителей цифровых решений)? Задача чиновников в данном случае — оперативно выбрать наиболее значимые и перспективные проекты для конкретного региона и города и заняться их масштабированием.
— Наша бизнес-модель предполагает, что мэр — это руководитель проекта, — делится опытом мэр итальянского Турина Кьяра Аппендино. — В мэрии у нас есть команда, которая помогает всем заинтересованным лицам стать нашими партнерами. То есть мы стараемся создавать партнерства, выстроить такую среду, когда люди могут прийти, испытать технологии, услуги на базе инноваций. Например, Турин стал первым городом Италии с сетью 5G. Мы запустили интернет вещей. Также мы первыми в Италии начали отслеживать по движению смартфонов людские потоки, это определяет планирование инфраструктуры. Если люди как частные партнеры почувствуют, что мэр на их стороне, тогда вместе мы можем создать новую услугу и опробовать ее в нашем городе. Далее мы анализируем результаты, и если все хорошо, то предоставляем нашему населению эту услугу на постоянной основе. Назову три ключевых фактора успеха. Первый — прозрачность наших партнерских отношений. Второе — открытость. У нас есть данные, которые мы раскрываем, помогая компаниям делать нужные продукты и услуги. Третье — быстрое исполнение. Проекты мы должны осуществлять быстро, иначе они устаревают.
Аналогичной модели создания умного города и умного региона придерживается глава Удмуртии Александр Бречалов, но он еще только в начале пути:
— В Удмуртии все просто. У меня хорошая стартовая позиция, потому что над темой умного города мы никогда не задумывались. И если мы, например, в районном центре строили ледовый дворец, то это лед и коробка. А хорошо бы задуматься о притяжении всего населения, хорошо бы там организовать фитнес, и еще вокруг сделать парк. Я уж не говорю про солнечные батареи и возможность записаться на площадку в цифровом формате. Об этом и речи быть не могло. Сейчас мы все это делаем. Не скрою, многое не понимаем и не умеем, поэтому пользуемся помощью команды Минстроя. При разработке и реализации проектов очень важна коммуникация с людьми, особенно урбанистами, с креативными людьми — сумасшедшими и мечтателями. Это сложно, потому что не принял идею — на тебя обиделись. Но это необходимо. Потому что люди чувствуют свою сопричастность к тем изменениям, которые происходят вокруг. Помимо того, что привносят действительно что-то конструктивное. Я уверен, что в ближайшие два-три года Удмуртия, и не только Ижевск, станет в хорошем понимании полигоном для эспериментов с компаниями, которые являются нашими партнерами. У нас это получится.
Эксперты не советуют увлекаться сразу множеством цифровых решений, лучше определиться с несколькими, являющимися наиболее необходимыми и эффективными для конкретного города. В противном случае не хватит ни финансовых, ни организационных ресурсов. Китайская компания Huawei за последние несколько лет реализовала около 200 проектов умных городов в 60 городах мира. Технический директор по отраслевым решениям бизнес-группы по решениям для бизнеса Huawei Джо Со называет основные факторы успеха реализации таких проектов:
— Во-первых, нужно иметь заинтересованных лиц, отвечающих за эти проекты. То есть это должен быть нисходящий проект, а не восходящий. Очень важно, чтобы такой проект возглавил сам мэр города. Во-вторых, команда по реализации проекта должна состоять из экспертов высокой квалификации. Третье — очень важно создать бизнес-модель. Это означает, что умный город сам по себе должен производить выручку, чтобы поддерживать себя и стать самодостаточным. В противном случае он не сможет функционировать. Четвертый фактор — определение компании-разработчика проекта.
Федеральные субсидии, размер которых будет определяться по уровню IQ городов (ожидается, что индексы будут введены с 1 июля 2019 года), вероятно, подтолкнут цифровизацию городского пространства в России. Но, разумеется, они не могут, да и не должны стать постоянными источниками «поумнения». В этой сфере важно создать новую модель государственно-частного партнерства, и даже не одну. Модель энергосервисных контрактов, представленная в некоторых проектах того же банка данных Минстроя, подходит далеко не везде и имеет ряд недостатков. А в более широком понимании проблематики предложенная федералами схема развития умных городов будет содействовать и без того неприличному расслоению российских регионов на богатых и бедных, ведь то, что делают ИТ-компании в обеспеченных субъектах РФ, практически невозможно там, где нет потенциала для роста. Давно назрел и перезрел вопрос о выравнивании межбюджетных отношений. Впрочем, тут Минстрой бессилен.