Одной из топовых новостей в последнее время стала информация ряда СМИ касательно того, что НАК «Нафтогаз Украины» обратился к премьер-министру с предложением рассмотреть на заседании Совета национальной безопасности и обороны возможность передачи в частное управление 49% украинской «трубы», то есть газотранспортной системы. Вслед за сей новостью было сделано несколько неуклюжих попыток дезавуировать указанную выше информацию, причем применялась весьма широкая линейка «дезавуаторов»: от «вы все врете» до «нас не так поняли». Авторы скандальной записки явно не ожидали, что их творение эпистолярного жанра будет доступно для чтения обычным «пацакам». Они-то думали, что письменное обращение чатлан к эцилоппам будет зачитано втайне и доступно лишь обладателям «малиновых штанов». А тут такой конфуз.
За 27 лет независимости ГТС превратилась для провластных элит в некий фаллический символ их могущества и благополучия, что-то наподобие гетманской булавы, только большой и без навершия. На «трубе» выросли все ныне здравствующие и упокоившиеся с миром отечественные ФПГ. Это на Западе о первом миллионе местные толстосумы не отчитаются никогда, а у нас происхождение капиталов — секрет Полишинеля, все и так знают, что «на газе».
За последние годы взаимоотношения Украины и РФ в газовой сфере попали в жесткий ступор в виде арбитражного судебного разбирательства и перекрытия наших дефицитов потребления газа временными «зимними» пакетами поставок. Основные поставки природного газа начали осуществляться с помощью европейского реверса.
В то же время самый «стремительный карамболь» «Газпром» планирует запустить в украинскую лузу в 2020 году, когда закончит свое действие базовый договор на транзит. К этой дате должен быть практически завершен «Северный поток — 2», который перехватит из нашей трубы более 50 млрд куб. м газа. Похоже, российский монополист взял пример с киплинговского друга Шерхана — шакала Табаки, который заявил: «А мы уйдем на север!».
На данный момент у «Газпрома» на европейском рынке есть несколько базовых групп потребителей: Западная, Центральная и Южная Европа. Особняком стоит полуевропейская Турция, но у нее есть ряд своих «голубых потоков» и черноморский маршрут транзита.
Общий объем рынка природного газа в Европе для «Газпрома» можно оценить в 175 млрд куб. м в год.
Турция потребляет ежегодно примерно 25 млрд куб. м, и эти объемы закроет строящийся «Турецкий поток» с плановой мощностью более 30 млрд куб. м. Это вдобавок к «Голубому потоку» (16 млрд куб. м).
Сегмент западноевропейских стран (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды) плюс Польша формируют спрос на 100 млрд куб. м. После строительства нового балтийского газопровода транзитные возможности «Газпрома» в обход Украины увеличатся до 149 млрд куб. м, то есть этих мощностей хватит даже с учетом роста потребления и необходимости в плановых ремонтах. Газ будет идти по трубам «Северного потока — 1», «Северного потока — 2» и белорусского маршрута «Ямал — Европа».
Но весь «цимес» заключается в том, что без украинского маршрута россияне обойтись все же не смогут. Это признают и те московские эксперты, которые еще позволяют себе говорить правду вслух, а не на кухне.
У вечной «украинской зависимости» «Газпрома» есть две причины:
1. Необходимость в балансирующих мощностях в виде подземных хранилищ газа, когда летом, в условиях падения потребления, газ закачивается в подземные резервуары, а зимой, на пике потребления, поднимается в систему. Параметрические данные прокачки газа в Европу говорят о том, что «Газпрому» необходимо иметь в пассиве хранилища как минимум 30 млрд куб. м.
2. «Жирный» сегмент стран Центральной и Южной Европы, таких как Венгрия, Чехия, Словакия, Балканы, Италия. Данное направление «весит» примерно 50 млрд куб. м, или почти треть европейского рынка «Газпрома».
Именно поэтому некоторых иностранных операторов, осуществляющих поставки природного газа в ЕС, преимущественно в Италию и смежные рынки, интересует лишь часть магистральных газопроводов Украины и еще больше — наши подземные хранилища. Выгодна ли для Украины такая модель внешнего управления ГТС? Отнюдь, ведь она предполагает, что объемы прокачки природного газа через нашу ГТС сократятся до 50 млрд куб. м в год (максимум) при нынешних объемах под сотню. В таком случае уже не придется рассчитывать на получение 3 млрд долл. ежегодно за транзит российского газа, а сама ГТС окажется на грани окупаемости, а то и ниже точки безубыточности. В сухом остатке — это транзит в Италию (25 млрд куб. м), Чехию (4,5 млрд куб м.), Словакию (3,7 млрд куб. м), Венгрию (5,5 млрд куб. м), Австрию (6 млрд куб. м) и Словению (0,5 млрд куб. м). Всего — от 45 до 50 млрд куб. м. Примечательно, но именно эта цифра фигурирует в некоторых комментариях функционеров НАК относительно того, сколько транзита останется в Украине после 2020 года. В этой транзитной модели заполнена лишь часть транзитной системы и до двух третей емкости подземных хранилищ.
Чтобы сорвать в этой ситуации куш, необходимо очень «грамотно» подойти к такой теме, как анбандлинг, то есть разделение в «Нафтогазе» функций добычи, хранения и транспортировки газа. Пока же между «Нафтогазом» и Кабмином по этому поводу идет «жаркая» дискуссия в стиле дележа содержимого кошелька гражданина Корейко, причем в роли Бендера выступает Кабмин, а в роли Паниковского — «Нафтогаз».
По результатам тендера «Нафтогаз» привлек компанию Rothschild S.p.A. (итальянское подразделение) в качестве инвестиционного консультанта для проведения анбандлинга. Ведь не секрет, что одним из наиболее вероятных кандидатов на управление нашей «трубой» является итальянская компания Snam S.p.A, которая уже скупила часть австрийской ГТС и планирует сделать то же самое с газопроводами Словакии и Украины. В таком случае она получит в свое распоряжение транспортный коридор от российско-украинской границы до Италии, страны, которая уже давно аффилирована Кремлем в систему скрытых газовых контрактов. Речь в данном случае идет не только о поставках российского газа на Апеннины, но и о продаже его в другие страны ЕС через сеть итальянских трейдеров. По этой же причине в перечне кандидатов на управление украинской ГТС может появиться и словацкая компания Eustream.
Именно поэтому вызывает легкий сарказм предположение о том, что 49% «трубы» «Нафтогаз» решил продать американцам. Учитывая санкционную политику США и токсичность американо-российских взаимоотношений, вряд ли в Штатах найдется городской сумасшедший, готовый заплатить за 49% ГТС миллиарды долларов, причем со стопроцентной гарантией получить в Кремле гарбузом по голове.
Тогда кто же может купить половину нашей ГТС? Подключив инструментарий системного анализа и сдобрив его слухами из уст осведомленных, предположим, что это могут быть только россияне. Да, эта новость настолько неправдоподобна, что может оказаться правдой. Естественно, никто не будет передавать ГТС в пользу закрытого акционерного общества с двумя акционерами — Путиным и Медведевым. Россияне научились очень грамотно мимикрировать — почище, чем богомол на ветке дерева. Вспомним оператора мобильной связи в Украине и сеть автозаправок, которые в один миг стали «чисто западными». Продажа ГТС напрямую РФ вызовет бурю в парламентском стакане, Юля тут же расчехлит боевую косу, но никто не будет действовать столь примитивно и прямолинейно. Для таких операций применяется грамотное международное структурирование бизнеса, когда реальные бенефициары всплывают где-то в Панаме в трастовых договорах или не всплывают вовсе. Благо, в России так много талантливых виолончелистов.
Кстати, возможность раскручивания российского сценария может вызвать удивление лишь у тех, кто привык думать «сердцем». А тот, кто задействует мозги, достаточно быстро вспомнит о том, что несмотря на воинственные заявления властей, в Украине до сих пор работают российские банки, принадлежащие крупнейшим московским квазигосударственным финансовым структурам, Россия — один из крупнейших торговых партнеров Украины, значительную часть импортных энергоресурсов мы получаем оттуда же (уголь, нефтепродукты, ядерное топливо). Да и объем транзита российского газа через украинскую ГТС по сравнению с 2014 годом вырос с 62 до 93 млрд куб. м, то есть в полтора раза.
Но возникает вопрос: почему сейчас? Дело в том, что «Газпром» подпирает дедлайн в виде 2020 года. И россиянам крайне важно после окончания базового транзитного договора заключить новый на прокачку газа по территории Украины и хранение его в наших подземных хранилищах, но уже не между «Нафтогазом» и «Газпромом», а между «Газпромом» и «европейской компанией», которая получит в управление 49% отечественной ГТС. Следующий год — период больших выборов, именно поэтому нужно спешить, тем более что подобное соглашение может войти в большую сделку с участием западных посредников, той же Германии. Ведь обещала же нам Меркель сохранение транзита. Прокачка 50 млрд куб. м в год — это именно то, что Москва готова «подарить» Киеву в процессе переговоров с европейскими посредниками. Получается почти по-иезуитски — нам дарят то, что и так нам принадлежит, ведь эти показатели транзита жестко завязаны на нашей ГТС и перенаправить их в обход Украины Москва не в силах. А что же европейские партнеры? На рынке газа они уже давно смотрят туда, откуда этот газ поступает. Что же касается транзита, то снимать сливки на нем могут только сильные страны. А слабых продают, потом покупают, но лишь затем, чтобы снова продать еще дороже.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.