Недавно глава внешнеполитического ведомства Германии Хайко Маас заявил, что Европа должна создать альтернативу системе SWIFT, которая не будет находиться под контролем Соединенных Штатов Америки. В то же время, он, несомненно, должен знать, что такая альтернатива уже существует.
Независимые СМИ уже не раз подробно рассказывали о том, что Россия и Китай разработали независимые платежные системы, которые в настоящее время работают в этих странах параллельно с долларовой системой SWIFT. Относительно недавно состоялась очередная дискуссия о том, как санкции против России фактически сокрушили американскую финансовую империю. Система, основанная на превосходстве американского доллара, уже устарела, и весь мир задается вопросом, почему нынешняя система является единственным способом функционирования мировой торговли. Что же, вопрос вполне справедлив, поскольку это не так.
Денежные знаки Федеральной резервной системы США подвергаются атаке по нескольким направлениям. Во-первых, наблюдается астрономический рост популярности нефтяных фьючерсов, номинированных в юанях, который неминуемо ударит по доллару и американской экономике. Большое внимание экспертов привлек тот факт, что Россия избавилась от 82 процентов своих резервов в казначейских облигациях США. А совсем недавно Турция также объявила о распродаже половины своих резервов в американских долговых обязательствах.
На последнем саммите БРИКС, который состоялся в июле, одним из наиболее значительных событий стали переговоры альянса с Турцией и возможность присоединения последней к этому объединению. А ведь Турция является членом НАТО! Нельзя также упускать из внимания, что Китай, возглавляющий БРИКС, ведет аналогичные переговоры с правительствами Аргентины и Венесуэлы.
И вот теперь поступают сообщения о том, что Германия также подключилась к этому антиамериканскому движению, призывая к созданию европейской альтернативы системе SWIFT, выступая против «торговых войн», санкций в отношении России и протестуя против требований президента Трампа, чтобы партнеры по НАТО больше платили за свою безопасность. Действия президента Трампа оттолкнули Германию от ее союза с Соединенными Штатами. Немецко-российское партнерство очень важно для немецкой экономики, и недавнее требование Трампа, чтобы Германия прекратила закупать энергоносители у России, похоже, переполнило чашу терпения.
Наверняка на кону немало других ставок, но большинство геополитических проблем XXI столетия, так или иначе, связаны с добычей нефти и способами обеспечения экономики наиболее дешевыми энергоносителями. Какова бы ни была истинная мотивация, Германия хочет выйти из системы SWIFT, поскольку немцы, наконец, поняли, насколько «удушающей» является эта платежная система для любой экономики, использующей эту платформу.
Многие СМИ назвали потрясающей декларацией недоверия к американской монопольной власти над глобальной платежной инфраструктурой выступление министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, который призвал к созданию новой платежной системы, независимой от Соединенных Штатов. Такая система позволила бы Брюсселю сохранять независимость своих финансовых операций от Вашингтона, а также могла бы служить инструментом спасения международного соглашения между Ираном и Западом.
В своей статье для немецкой газеты Handelsblatt, Маас написал: «Европа не должна позволять США действовать через нашу голову и за наш счет. По этой причине очень важно, чтобы мы укрепляли европейскую автономию, создавая платежные каналы, неподконтрольные США, Европейский валютный фонд и независимую систему SWIFT».
Маас сказал, что для Европы крайне важно сохранить соглашение с Ираном. «Каждый дополнительный день существования этого соглашения лучше, чем тот взрывоопасный кризис, который угрожает всему Ближнему Востоку, когда оно будет разрушено», – сказал он. Многие эксперты сходятся во мнении, что невысказанное послание, содержащееся в этом заявлении, является как нельзя более отчетливым: Европа более не намерена оставаться вассалом американской монополии в области глобальных платежей, и теперь станет активно развивать свою собственную межбанковскую платежную систему типа SWIFT, которая не будет подчиняться любому капризу Вашингтона.
Администрация SWIFT, если Евросоюзу не удастся добиться освобождения от санкций, вынуждена будет подчиниться требованию США и отключить ряд иранских банков от сети к началу ноября под угрозой карательных мер как в отношении членов правления, так и финансовых учреждений, которые наняли их. Эти меры могут включать замораживание активов физических лиц и запрет на их въезд в Соединенные Штаты, также запрет компаниям и банкам вести бизнес в США.
Решительное выступление Мааса против господства США в системе глобальных расчетов совпало по времени с ухудшением отношений между Германией и Соединенными Штатами до беспрецедентно низкого уровня за многие десятилетия.
Дональд Трамп обрушился с жесткой критикой на Берлин за крупный профицит торгового баланса с США, относительно низкий уровень военных расходов и поддержку проекта «Северный поток-2», предусматривающего прокладку газопровода, по которому российский природный газ будет транспортироваться непосредственно в Германию.
Между тем, Берлин, в свою очередь, возмущен выходом Дональда Трампа из соглашения с Ираном и Парижского договора о противодействии климатическим изменениям, введением импортных тарифов на сталь и алюминий из Евросоюза, а также, судя по всему, ставит под вопрос приверженность Америки принципам НАТО.
Короче говоря, Европе все это, наконец, надоело, и она планирует нанести ответный удар по Трампу, причем выбирает самую больную точку: деньги.
Вероятнее всего, Германии хорошо известно, что Китай и Россия уже обладают альтернативными платежными системами. Несомненно, они читают новости в СМИ, где обсуждаются китайская платежная система CIPS и российская «Мир», а также деятельность ШОС, БРИКС и прочих восточных альянсов, которые в последнее время оказывают все большее влияние на мировую экономику. Зачем же Германии повторно изобретать велосипед, если уже имеются две отличные системы, готовые к использованию?
Все эти дискуссии, политические заявления и действия правительств указывают на одну глобальную тенденцию: дедолларизацию. Это медленный процесс, однако, согласно мнению экспертов, через 7-10 лет, то есть в середине или в конце двадцатых годов наступит время, когда вся картина прояснится и американский доллар окончательно утратит свой былой вес на мировой арене.