Заключенное Японией в июле соглашение о свободной торговле с Евросоюзом нацелено на преодоление кризиса в ЕС, вызванного расставанием Британии с Союзом, и выход из тупика, в который заводят Японию отношения с Америкой. Официальное издание Евросоюза Euronews отмечает, что данное соглашение «позволит Европейскому союзу создать открытую торговую зону, охватывающую более 600 миллионов человек и производящую около трети мирового ВВП… а также сэкономит Евросоюзу около миллиарда евро ежегодных пошлин, выплачиваемых европейскими компаниями Японии».
Новая зона свободной торговли укрепит тот порядок в мировой экономике, который после Второй мировой войны выстраивали США и который они сейчас разваливают. И пока министр финансов США Стивен Мнучин пытается убедить своих торговых партнёров в том, что только Вашингтон знает, какая торговля является «свободной и справедливой» (принцип Трампа America first ничего кроме этой простой мысли не включает), партнёры начинают поворачиваться к Соединённым Штатам спиной.
Подписанное в Токио соглашение с Евросоюзом предусматривает устранение многочисленных барьеров в торговле как промышленными товарами, так и продовольствием. Исчезает 10-процентный европейский тариф на японские автомобили – пусть не сразу, а в течение 8 лет, но эта мера сама по себе приводит японских автомобилестроителей в восторг, равно как и немедленная отмена 92-процентного налога на японские автозапчасти. Японская «Мазда» приветствовала это как самое большое достижение переговорщиков, пишет Nikkei. В свою очередь Токио упраздняет тарифы на европейские вина и понижает налог на мягкие сыры с намерением убрать его в течение 16 лет совсем. При этом стороны не скрывают, что принимаемые ими меры бьют прежде всего по Америке, «увеличивая неожиданно возникшую вероятность того, что США будут оставлены на обочине, когда мир будет идти к многосторонним связям».
Даже у самого крепкого союзника Соединённых Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть примеры тому, чтобы Вашингтон насторожился: Япония за 10 лет в пять раз увеличила импорт чилийского вина, заключив в 2007 году соглашение с Сантьяго об упразднении тарифов, – при этом импорт калифорнийского вина «обмелел» на 30 процентов.
Любое соглашение о свободной торговле без участия США автоматически понижает конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке, что и является главным средством противодействия принципу America first. Поэтому японский пример подтолкнул к действию и главных переговорщиков по TPP-2, как теперь называют Транстихоокеанское партнёрство 2016 года, подвисшее в воздухе после того, как Вашингтон в первый же полный рабочий день президента Трампа отозвал в нём свою подпись. В конце прошлой недели переговорщики собрались в окрестностях Токио на трёхдневную встречу, чтобы обсудить, как оживить эту инициативу, к которой проявили интерес ещё и Колумбия, Таиланд, Южная Корея, Великобритания.
Симптоматично, что в это же самое время в Бангкоке начался очередной раунд переговоров о создании Регионального комплексного экономического партнерства (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP), предполагающего к концу года заключение соглашения о свободной торговле между странами Юго-Восточной Азии (ASEAN) и Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией. Даже только географически этот новый альянс способен объединить почти половину мировой экономики, которая, по подсчётам PricewaterhouseCoopers, к 2050 году будет создавать около 250 триллионов долларов валового внутреннего продукта, три четверти которого будут производить Китай с Индией. К этому можно добавить, что Евросоюз с июня ведёт переговоры о создании зоны свободной торговли с Австралией и Новой Зеландией, а также со странами Mercosur – Бразилией, Аргентиной, Парагваем и Уругваем. Это можно сравнить с «кольцом окружения» Америки Трампа.
Если вернуться к соглашению Японии с Евросоюзом, то его следствием станет заметное увеличение экспорта ЕС в Страну восходящего солнца, значительную долю которого составят продукты питания. Кроме того, стороны обсудили соглашение о стратегическом партнёрстве в области кибератак, терроризма, климатических изменений и геополитических проблем. «Действия сегодняшнего договора выходят далеко за пределы наших стран. Подписав это соглашение, мы вместе создадим свободную и справедливую торговлю. Мы… служим примером, показывая, что торговля – это нечто большее, чем тарифы и барьеры, эта некая ценность», - цитирует главу Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера Nikkei.
Не привыкший стесняться с партнёрами американский президент, кажется, не очень задумывается над тем, что от него отходит близкий азиатский союзник, имеющий больше триллиона долларов казначейских билетов США. Так же, как и Китай, Япония может использовать этот последний рычаг давления на Вашингтон, если там не успокоятся насчёт 70 миллиардов долларов торгового дефицита с Токио.
Подписание соглашения между Токио и Брюсселем – шаг к дальнейшему обострению отношений между подписантами и США. При этом ещё месяца два назад Япония договорилась с США о создании нового механизма двусторонних консультаций для налаживания «свободных и справедливых» торговых отношений, возглавлять который с японской стороны должен министр Тосимицу Мотэги, а с американской – торговый представитель США Роберт Лайтхайзер. Что так переменилось в отношениях двух стран, что Токио захотел вырваться из американских объятий, догадаться нетрудно: между США и Японией договора о свободной торговле нет и, похоже, свободной торговля между ними никогда не будет.
Тем временем ЕС готовит список американских товаров, на которые будут наложены сборы в качестве ответной меры, если США введут таможенные пошлины на автомобили из Европейского союза. А Reuters сообщает, что США уговаривают Европу с Японией «подставить плечо» в разрастающейся тарифной войне с Китаем. Правда, министр финансов Франции Бруно Ле Мэр уже заявил, что ЕС не собирается вести какие бы то ни было переговоры, пока США «держат пистолет у виска» Евросоюза, имея в виду тарифы на европейскую сталь и алюминий… На войне – как на войне.