Карта крупнейших аэропортов в России и странах бывшего Советского Союза и динамика пассажирских перевозок по состоянию на 2017 год, включая транзитные рейсы
Безусловно, центральным узлом на карте авиаперевозок является Москва, на долю которой в 2017 году приходилось 89 миллионов пассажиров. В 2001 году этот показатель составлял 19 миллионов, отражая общий кризис экономики постсоветского пространства.
Между прочим, это делает московскую систему аэропортов 13-й в мире по объему пассажиропотока (на первом месте – Лондон с показателем 171 миллион пассажиров). С девяностых годов интенсивность перевозок возросла многократно.
Эта позитивная тенденция сохраняется и в 2018 году: по состоянию на май фиксируется двузначный процент роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Региональные центры пока значительно отстают, что является следствием их гораздо меньших размеров – Москва в 10 раз больше любого российского города, за исключением Санкт-Петербурга – а также меньшего экономического потенциала и более низкого процента транзита (в Москве его показатель составляет 37 процентов, что в основном объясняется китайско-европейским сообщением; на самом деле сегодня китайские надписи на знаках в аэропорту Шереметьево столь же часты, как английские). Однако, сейчас региональные аэропорты демонстрируют еще более динамичный рост, чем Москва.
За последние пять лет наибольший рост зафиксирован в Симферополе, главном аэропорту Крыма, где в 2017 году было 5,1 миллиона пассажиров, в то время как еще в 2013 году этот показатель составлял всего 1,2 миллиона. Главным образом, это объясняется тем, что вместо украинских туристов, прибывавших в Крым наземным транспортом, теперь там отдыхают главным образом россияне, прилетающие на самолетах.
Картина за пределами России гораздо более мрачная. В Киеве пассажиропоток на душу населения в три раза ниже, чем в Москве. Украинские города-миллионеры, такие как Харьков, Киев, Одесса, Львов, принимают в 3-5 раз меньше пассажиров на душу населения, чем региональные центры России аналогичных размеров. Аэропорт Донецка, по понятным причинам, в настоящее время вообще не функционирует. Однако, в то же время это означает потенциал быстрого роста. В то время как пассажиропоток в России растет в настоящее время приблизительно на 10 процентов в год, на Украине эта цифра достигает 30 процентов в год.
Более высокие по сравнению с ожиданиями показатели Риги и Кишинева, по всей видимости, объясняются тем, что они являются популярными транзитными узлами для бюджетных авиакомпаний, таких как Air Baltic и Air Moldova соответственно.
Динамика пассажирских авиаперевозок в РСФСР и России
По состоянию на 2017 год, в России количество обслуженных авиапассажиров составило 105 миллионов человек, в то время как в 2016 году этот показатель составлял 86 миллионов. По сравнению с 1988-2000 годами он увеличился в пять раз и превысил рекордный уровень РСФСР, 94 миллиона человек, зафиксированный в 1990 году (что касается объема перевозок в пассажиро-милях, Россия еще в 2010 году достигла показателей РСФСР благодаря возросшей доле протяженных международных маршрутов).
В контексте международной статистики по состоянию на 2016 год, Россия была сопоставима с Индией (120 миллионов пассажиров), Японией (118 миллионов), и Бразилией (94 миллиона), однако сильно отстает от США (823 миллиона) и Китая (488 миллионов).
Эти улучшения, по крайней мере в России, сопровождались интенсивной программой расширения системы аэропортов. Например, аэропорт Шереметьево перерос свой старый, классический советский моноблочный конкурс (терминал Ф). Сегодня он представляет собой группу волнистых зданий из стекла и стали, а скоро будет построена подземная железная дорога, которая соединит северную и южную части комплекса. Аэропорт Домодедово был полностью модернизирован еще ранее, в двухтысячных годах, когда на короткое время он оттеснил Шереметьево и превратился в самый загруженный аэропорт России. Кстати, в Домодедово даже имеется один из лучших индийских ресторанов Москвы.
Впрочем, все эти улучшения ни в коем случае не ограничены столицей. Сверкающие новые конструкции выросли по всей России, в том числе в самых отдаленных и неожиданных местах.
Можно высказать предположение, что именно аэропорты стали наиболее заметным улучшением инфраструктуры России при Путине.
Динамика выпуска гражданских самолетов в России
Это обеспечивает надежный внутренний рынок для российского авиастроения, которое рухнуло в девяностые годы из-за сочетания неконкурентоспособности и незаинтересованности политической элиты в сохранении российской индустрии, и лишь недавно начало восстанавливаться.
В России ежегодно выпускается несколько десятков гражданских лайнеров, в основном Sukhoi Superjet 100, которые вмещают 80-100 пассажиров. Это не идет ни в какое сравнение с Соединенными Штатами, с их сотнями Boeing 737, выпускающимися каждый год на заводе в городе Everett, штат Вашингтон.
Более того, следует отметить, что до 2014 года большая часть самых сложных компонентов Sukhoi Superjet 100, в том числе двигатель и авионика, производились на Западе.
Однако, с тех пор как были введены западные санкции, доля внутренних компонентов была увеличена до 75 процентов (по состоянию на 2017 год). Эти же цифры актуальны и для Иркут МС-21, нового более крупного судна, вмещающего 150-210 пассажиров, который находится на пороге начала серийного производства.
Нужно сказать, что конструкция МС-21, разработка которого началась в 2006 году, изначально предусматривала существенное повышение доли отечественных компонентов по сравнению с SSJ-100 (разработка 2000 года).
В настоящее время Россия совместно с Китаем разрабатывает широкофюзеляжный самолет, вместимостью 300 пассажиров, CRAIC CR929. Предполагается, что его производство начнется приблизительно через десять лет. Это будет означать вызов дуополии Boeing/Airbus во всех диапазонах.
Исходя из вышесказанного, производство авиатехники в России, по всей вероятности, существенно увеличится в ближайшие годы, под влиянием растущего внутреннего спроса, а также политических факторов. Так, например, государственная авиакомпания «Аэрофлот» в конечном итоге планирует обновить свой парк, состоящий из машин Boeing и Airbus. Кроме того, возможно, Иран станет крупным потенциальным клиентом.
Поскольку производство МС-21 прогнозируется на уровне 20 единиц в год в 2020 году и 70 единиц в 2024 году, в середине 2020-х годов Россия, вероятно, будет производить около 150-200 гражданских самолетов ежегодно. Это будет означать возвращение к уровню РСФСР.