По итогам апреля положительное сальдо торгового баланса (превышение экспорта над импортом) КНР в торговле с США составило 22 миллиарда долларов, увеличившись на 44 процента по сравнению с мартом. По многим группам товаров складывается печальная для Соединенных Штатов ситуация. Даже в автомобилестроении у американцев мало поводов для оптимизма.
За примером далеко ходить не надо. Кроссовер «Бюик» модели «Envision» был разработан в техническом центре «Дженерал Моторс» (Детройт). Но вдруг оказалось, что «Envision» производят только в КНР. Американские дилеры марки «Бьюик» не могут понять, каким образом в их модельном ряду образовалась маркетинговая «дыра», в которую тут же влезли пронырливые китайцы.
Сразу же за компактным американским «Бьиком» модели «Encore» следует семиместный большой американский «Enclave». А среднеразмерного автомобиля с двухлитровым двигателем у продавцов из Детройта почему-то не оказалось. Тем временем, на китайском рынке «Envision» — баловень продаж. В позапрошлом году в КНР продали до 270 тысяч таких внедорожников. Вопрос: «А сколько их продали в прошлом году?» вызывает у китайцев чувство жеманной неловкости. Они стараются сменить тему…
На сегодняшний день «Бьюик Envision» — первый автомобиль китайского производства, экспорт которого в США рентабелен. Раньше у массового американского автомобилиста было самое презрительное мнение о «сверкающих, но очень слабых китайских поделках».
Рынок рекламы по-прежнему остаётся во власти старых представлений. Мировые авторейтинги привычно рассказывают об успехах ведущих стран-машиностроителей. Германия выпускает семь миллионов автомобилей в год, Франция — пять. В лидерстве и высоком реноме японцев, американцев, и южнокорейцев даже как-то и сомневаться не приходится. В прошлом году одна только «Дженерал Моторс» продала на территории США три миллиона своих новеньких машин…
Но есть и другая статистика. Её старательно обходят молчанием. Её нарочно не замечают создатели респектабельных рейтингов. Ещё бы!.. Ну, как признать, что промышленность КНР вышла на показатель свыше 20 (!) миллионов автомобилей в год. Абсолютный и небывалый рекорд, начиная с 1895 года, когда Карлу Бенцу удалось выпустить первый в мире серийный автомобиль.
Кстати, мало кто знает, что родина всех автоматических мобильных транспортных средств — как ни странно, Китай. В 1672 году талантливый изобретатель и член иезуитской миссии в Пекине Фердинанд Вербист построил первый в мире автомобиль на паровом ходу. Это был презент, забавная игрушка для манчжурского императора. Паровичок вышел совсем маленьким и не мог взять на борт даже одного пассажира. Но китайцы его запомнили. С тех пор и до сего дня автомобиль по-китайски — «тси че» (паровая телега). Ближайшая техническая аналогия — «хуо че» (огненная телега) — железнодорожный локомотив, паровоз.
Ещё семь лет назад, по данным Министерства общественной безопасности КНР, парк транспортных средств этой страны превысил 100 миллионов авто. Китайцы убедительно обошли знаменитых японцев. В то время там по дорогам бегало 75 миллионов автомобилей. Больше было только у американцев — около 200 миллионов.
К 2020-ому (к третьему году 13-й пятилетки в КНР) азиатский гигант рассчитывает превзойти Америку и увеличить свой автопарк до 250 миллионов единиц техники. И это при том, что покупать автомобиль в личное владение китайцам разрешили только в 2000 году. До этого обзаводиться собственными «колёсами» могли только артели, бригады, предприятия, фирмы и прочие коллективные владельцы.
Китайский массовый автопром начал развиваться в середине 80-х годов прошлого века после подписания 20-летнего контракта на производство в Пекине американского джипа «Чероки». Вскоре немцы из «Фольксваген» наладили в Шанхае выпуск «Сантана». А французы в Гуанчжоу начали делать «Пежо 504». Эти первые совместные предприятия не позволяли китайцам заимствовать иностранные технологии. Сборка шла из импортных «машинокомплектов», а поставки производственного оборудования жёстко ограничивались.
2003-й год стал переломным. На внутренний и внешний рынки вышла национальная компания «BYD» («Build Your Dreams»). В переводе с английского «Строим Вашу Мечту». В основе концепции «Би-Уай-Ди» — два принципа: «Собственная разработка и собственный дизайн». К 2004-ому году производство автомобилей в КНР превысило пять миллионов, а к 2012-ому — уже 14 миллионов…
Позиции автомобильных компаний КНР укрепились настолько, что они принялись скупать обанкротившиеся мировые бренды. В 2010-ом китайская «Джили» купила «Вольво». В 1999 году шведы продали своё национальное достояние американцам концерна «Форд» за шесть с половиной миллиардов долларов. Через 10 лет «Форд» сбыл китайцам «Вольво» за 1,8 миллиарда. То есть продал втрое дешевле, чем купил сам. «Джили» получила не только права на бренд и всё производственное оборудование, но и на интеллектуальную собственность «Вольво», в том числе и на перспективные разработки.
В конце 2011 года шведский «SAAB» остановил конвейер из-за долгов, превышающих два миллиарда долларов. Было объявлено банкротство. Вскоре нашёлся покупатель с неназванными именами совладельцев. Лишь позже выяснилось, что 51 процент таинственной компании «National Electric Vehicle Sweeden» принадлежит китайской корпорации альтернативной энергетики, а 49 процентов — японскому инвестиционному фонду.
Китайский автопром сегодня — это около пяти тысяч заводов. Как и в любом крупном деле неизбежны накладки, а подчас и откровенное жульничество. Некоторые марки, едва появившись, тут же исчезали — «Hafei» «Tianma», «Tianie». Фирмы-выскочки быстро зарабатывали плохую репутацию и тут же забывались, как будто их никогда и не было. И, тем не менее, сегодняшний Китай имеет достаточно ровный ряд известных марок — Geely, Lifan, Great Wall, Chery и другие.