Гигантские масштабы китайской рыбной ловли уже давно тревожат экологов, которые опасаются за сохранность водных биоресурсов планеты. Китай является крупнейшей рыболовной державой мира — как по размерам флота, так и объемам рыбного промысла.
Если учесть небольшие суда (их сотни тысяч), то по размеру рыболовного флота Китай в несколько раз превосходит Евросоюз.
В 2012 году по добыче рыбы (свыше 70 миллионов тонн) Китай многократно обошел ближайших конкурентов — Индонезию (15,4 миллионов тонн), США (5,5 миллионов тонн) и Россию (4,5 миллионов тонн). Эти цифры приблизительны, поскольку не учитывают объемы незаконного вылова рыбы, однако дают представление о глобальных масштабах китайского «оверфишинга» — перелова, нерегулируемого рыбного промысла. Рыболовство — огромный бизнес, Китай получает за счет рыбной ловли не только у своих, но и у чужих берегов десятки миллиардов долларов в год. Рыбная ловля зачастую ведется экстенсивными и варварскими способами, с использованием взрывчатки, отравляющих веществ, а также глубинных тралов, которые губят, в частности, морское дно и коралловые рифы. По оценкам Гринпис, в водах Мирового океана беспрерывно ведут ловлю свыше двух тысяч рыболовецких судов-рефрижераторов из Китая, которые одновременно являются плавающими фабриками по переработке и заморозке рыбы. Гринпис обвиняет китайское руководство в том, что для своих территориальных вод оно установило квоты рыбной ловли, в то время как в прочих морских акваториях ведется хищническая ловля рыбы, достигающая «безумных» масштабов. По данным ФАО — продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН — популяция основных промысловых рыб в Мировом океане за последние годы сократилась на 30%, причем за счет крупных и взрослых особей. В то же время выросла доля мелкой и молодой рыбы, что будет иметь катастрофические последствия для мирового рыболовства.
В последнее время Китай развил необычайную активность в богатых рыбными ресурсами регионах: Южно-Китайском море, у берегов Западной Африки и Латинской Америки. То, что происходит в этих регионах, в рыбной отрасли обозначается как три Н: нелегальная, нерегулируемая и недокументированная рыбная ловля. Рыболовные суда ведут промысел в запретных для рыболовства зонах, не имея на то лицензию. Пиратское рыболовство китайцев достигло таких масштабов, что к этой теме подключилась Еврокомиссия и потребовала от Пекина поставить рыбную ловлю под жесткий контроль.
Главным «пиратом» считается крупнейшая государственная корпорация China National Fisheries. На ее суда приходится треть всех случаев нелегальной рыбной ловли у берегов Западной Африки. Официальный Пекин оказывает всяческую поддержку этому монополисту, выделив только в 2011 году субсидии на топливо в размере 431 миллион долларов. Не отстают и частные рыболовецкие компании, такие как Ningtai Ocean, которая имеет свыше 60 судов дальнего плавания, в том числе крупные рефрижераторы и плавучие фабрики по переработке рыбы. Именно китайские государственные субсидии на дизель, утверждает Гринпис, позволяют им функционировать в круглогодичном режиме.
То, что китайские рыбаки устремились рыбачить к далеким берегам, понятно, поскольку рыбные ресурсы в реках и прибрежной зоне Китая практически исчерпаны. А полуторамиллиардная страна нуждается в протеинах: в 2015 году на Китай приходилось 35% мирового потребления рыбы.
Когда-то рыба считалась в Китае дорогим деликатесом, но по мере роста благополучия потребление стремительно росло. На сегодняшний день Китай не только крупнейший потребитель, но и экспортер морепродуктов. С 1979 по 2013 годы китайский рыболовный флот вырос с 55 до 700 тысяч моторизованных судов, а число работников в рыбной отрасли — с 2,25 до 14 с лишним миллионов. Сегодня рыбная отрасль генерирует свыше 260 миллиардов долларов в год, что составляет около 2,5% китайского ВВП.
В мировой прессе все чаще пишут об экспансии китайских рыболовецких флотилий в удаленных акваториях Мирового океана — после того как были почти полностью исчерпаны морские биоресурсы в прибрежных водах КНР. Отмечается, что за варварскую эксплуатацию рыбных ресурсов Мирового океана несут ответственность как китайские рыболовные компании, так и государство, которое активно субсидирует отрасль (6,5 миллиардов долларов в 2013 году), поощряя ловлю рыбы у чужих берегов.
В последнее время Китай добывает две трети зарубежного улова рыбы в африканских водах, что ставит под угрозу биоресурсы региона. Так, за последние 20 лет на 80% сократилась популяция морского окуня у берегов Западной Африки. Если в 1985 году здесь занимались ловом 13 китайских судов, то на сегодняшний день — свыше пятисот. Китайцы попросту «убивают» африканское рыболовство, которое не в состоянии с ними конкурировать. Китайские рыболовные траулеры, незаконно промышляющие в водах Гвинейского залива, почти полностью истощили популяцию желтого горбыля, который считается чрезвычайно лакомой рыбой в Азии. Страны Африки в этой связи начали объединять усилия в борьбе против китайской рыболовной экспансии: 24 африканских страны направили Пекину совместное обращение с требованием прекратить незаконный лов рыбы у берегов Африки. В прицеле китайских рыболовов уже находится Антарктика, где они намерены развернуть масштабный вылов криля — мелких морских рачков, которые являются основой пищей для рыб, китов и пингвинов. Это может нарушить всю пищевую цепочку акватории. Экологи также обращают внимание на хищнический вылов китайцами кальмаров и промысловых рыб у берегов Чили и Аргентины.
Однако главная зона рыболовных конфликтов — Южно-Китайское море, которое чрезвычайно богато рыбными ресурсами, и где ведут активный лов рыбаки из Китая, Вьетнама, Филиппин, Индонезии и других стран. Руководство КНР заявило об «исторических правах» на 80% акватории Южно-Китайского моря, ссылаясь на карты прошлого века, против чего категорически возражают страны региона, в первую очередь Вьетнам и Филиппины. Гаагский суд удовлетворил в прошлом году иск Филиппин и отверг «демаркационную линию», которую Китай провел в Южно-Китайском море. Однако геополитическая напряженность не спадает. По мнению ряда аналитиков, именно рыбные ресурсы, а не залежи нефти являются главным стимулом для экспансии КНР в Южно-Китайском море.
В последнее время ввиду негативной реакции мирового сообщества Китай пошел на небольшие уступки и начал переговоры с государствами Юго-Восточной Азии — как на двусторонней, так и многосторонней основе в рамках ВРЭП — Всестороннего регионального экономического партнерства стран региона. Также ввиду международной критики Китай пообещал сократить свои рыболовные флотилии на 20 тысяч единиц, в том числе на 8 тысяч крупных судов. Однако, по ряду оценок, общее количество китайских рыболовных судов может колебаться в пределах от 700 тысяч до 2 миллионов единиц, и планируемое сокращение является лишь каплей в море. Заодно Китай пообещал резко сократить вылов рыбы в своих прибрежных водах, однако это никак не относится к рыболовству в других зонах Мирового океана.
Источник https://inosmi.ru/politic/2017...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 881
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7076
Рейтинг поста: